Полицию вызывали?

Над текстом документа трудились именитые правоведы и специалисты-практики, в том числе — профессура, научные сотрудники высших учебных заведений МВД. Более того, когда законопроект выложили в Интернете, на сайт зашли сотни тысяч читателей, поступили десятки тысяч предложений и замечаний. Многие из них были учтены в окончательной редакции закона. Теперь настало время его исполнять. Вот мы на практике и прочувствуем все плюсы и минусы нового законодательного акта. Больше, наверное, будет плюсов. Подавляющее большинство правоведов, сотрудников правоохранительных органов и обычных граждан признают — нормы прежнего закона «О милиции», принятого в 1991 году, когда было другое время, государство и условия жизни, откровенно устарели. В нем отсутствовало главное: декларация, что милиция — для каждого гражданина. И никак не наоборот.

В чем суть произошедших перемен? И разработчики закона, и законодатели, и руководство МВД были едины в главном — сделать так, чтобы дело не ограничилось лишь очередной сменой вывесок. Когда вместо милиционеров на улицах, дорожных перекрестках, в дежурных частях появятся полицейские, важно существенно изменить отношения граждан и новых служителей порядка. И гарантированно обеспечить нашу безопасность на улицах, рынках, в общественных местах, на транспорте.

Закон «О полиции» в первой же статье меняет саму профессиональную идеологию органов внутренних дел. Акцент делается исключительно на правоохранительной деятельности. Отныне полиция считается не «карающим мечом державы», не институтом государственного принуждения, а призвана в первую очередь защищать права и свободы человека и гражданина, противодействовать преступности, охранять общественный порядок, собственность и обеспечивать общественную безопасность. Есть беспрецедентный для силового ведомства посыл. Законодательно введен почти стопроцентный гражданский контроль над самой многочисленной вооруженной структурой — в документе есть много разделов, детально регламентирующих отношения между населением и полицейскими. Более того, оценка работы полиции ставится в прямую зависимость от мнения населения. Плохо люди отзываются о своем участковом, не чувствуют себя в безопасности в своем районе — «двойка» за службу, невзирая на любые бравурные отчеты и статистику раскрываемости преступлений. Такая вот будет партнерская модель взаимоотношений между обществом и полицией, что предполагает возвращение доверия людей к стражам порядка.

Кстати, общественная оценка уже практикуется. В МВД корреспонденту «Российской газеты» рассказали, что оценивать общественное доверие станут независимые организации.

Министерство несколько лет не проводит самостоятельных исследований общественного мнения, так как их результаты не всегда отражают реальную картину. Поэтому ведомство заключает договоры с независимыми социологическими службами, и те проводят различные опросы и анкетирования.

Законом предусмотрен и парламентский контроль. Впервые законодательно закреплена обязанность должностных лиц полиции не реже одного раза в год отчитываться перед представительными органами субъектов России и муниципальных образований.

Парламентарии смогут также заслушать и любых других должностных лиц, если в этом возникнет необходимость.

Если сравнивать старый и новый законы, то сходство кое в чем осталось — не все было плохо. Многие положения выдержали проверку временем, тем более — подтверждены решениями Конституционного суда России, Европейского суда по правам человека. Речь идет, например, о применении полицией физической силы, огнестрельного оружия, спецсредств, проникновения в частные жилые помещения или участки.

Закон установил четкие критерии приема на службу. Личность каждого кандидата на полицейскую должность прежде всего комплексно изучат. То есть человек пройдет психологическое тестирование, медицинское обследование. Будущие полицейские обязаны представить рекомендации действующих сотрудников и руководителей, которые таким образом станут нести ответственность за их дальнейшие действия. То есть с улицы, как говорится, по объявлению никого не примут. Если человек совершит проступок или правонарушение — служебное расследование коснется и его поручителей.

Полиция сохранила функцию контроля за ЧОПами и оборотом оружия. Подразделения лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью продолжат осуществлять сугубо административно-надзорную функцию.

В законе так же четко регламентированы проверки полицией коммерческих организаций. Резко ограничены основания для истребования документов юридических лиц и ознакомления с ними непосредственно в организациях. Теперь это можно делать только в рамках расследуемых уголовных дел и находящихся в производстве дел об административных правонарушениях. И еще — в связи с проверкой зарегистрированных заявлений и сообщений граждан о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции.

Процедура

Набор в полицию будет проходить только по результатам внеочередной переаттестации. Эту процедуру пройдут все — от рядового до министра. Сейчас все сотрудники получили уведомления об увольнении. Те, кто желает продолжить службу, должны подать рапорт и в назначенное время прибыть на заседание аттестационной комиссии. Тот, кто ее успешно пройдет, получит право на специальное звание «полицейский». До этого, не взирая на вступление в силу закона, сотрудник остается милиционером.

Михаил Фалалеев

www.zagolovki.ru

 

Поделиться в соц. сетях

Tagged

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.