Будет ли действовать обратная сила закона по делам о наркотиках?
По буквальному смыслу части первой статьи 10 УК Российской Федерации закон, улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу и подлежит применению в конкретном деле независимо от стадии судопроизводства, в которой должен решаться вопрос о применении этого закона, и независимо от того, в чем выражается такое улучшение — в отмене квалифицирующего признака преступления, снижении нижнего и (или) верхнего пределов санкции соответствующей статьи Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, изменении в благоприятную для осужденного сторону правил его Общей части, касающихся назначения наказания, или в чем-либо ином» (пункт 3.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 20 апреля 2006 года № 4-П).
Вступивший в силу 1 января 2013 года Федеральный закон от 1 марта 2012 года №18-ФЗ в сочетании с Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2012 года №1002 улучшает положение части ранее осужденных за преступления, связанные с наркотиками.
Новое законодательство, с одной стороны, ужесточает наказание: увеличены санкции, введены новые квалифицирующие признаки, при которых наступает повышенная ответственность. В этих случаях обратная сила не применяется. Но в то же время новым законом при увеличении санкций пересмотрена и диспозиция статей 228 и 228.1 УК. То, что ранее признавалось оборотом наркотиков в особо крупных размерах и влекло наиболее строгую ответственность, после изменения законодательства, в значительной части перестало считаться особо крупным размером и квалифицируется по новому закону как крупный размер.
Осужденные за действия с наркотиками в особо крупном размере по старому закону, если вмененное им количество меньше нового особо крупного размера, вправе просить суд о переквалификации вмененных им деяний по части первой статьи 228 или, если это сбыт, по части второй статьи 228.1 в прежней редакции.
Рассмотрим на конкретных примерах, как действует в данном случае обратная сила уголовного закона.
Статья 228 — Аншлаг «Руси сидящей»
|