Статья 228 — Аншлаг «Руси сидящей»
|
Проект поправок в УК РФ по делам о наркотиках — ст. 228-228.1
14 февраля 2012 года)!
Государственная Дума 14.02.2012 приняла в третьем (окончательном) чтении проект Закона (правительственный Законопроект) № 400689-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ужесточающий ответственность за незаконный оборот наркотиков.
Суть изменений (авторский комментарий Законопроекта
адвокат Панфилов В.В. (город Уфа):
Введение новой шкалы и размеров наркотических средств – вводится новое понятие — «значительный размер» наркотика, должны увеличиться «крупный» и «особо крупный» размеры наркотических средств:
Так, сейчас ответственность за отдельные виды незаконного оборота наркотиков наступает с половины грамма и менее. Но при этом Уголовный кодекс недостаточно дифференцирует наказание за данное преступление. Ответственность за сбыт 2,5 грамма героина такая же, как за сбыт 10 килограммов этого же наркотика. Т.е., передал ли ты другу пакетик с запрещенной курительной смесью или торгуешь центнерами наркотиков, ответственность по УК в настоящее время предусматривается одна и та же. Это обусловлено тем, что действующая редакция УК РФ содержит лишь 2 квалифицирующих признака – совершение преступлений в крупном и особо крупном размерах.
Принятым Госдумой РФ Законопроектом вводится понятие «значительного» размера наркотиков (нынешний УК такого не предусматривает вообще), и предлагается увеличить значения «крупного» и «особо крупного» размеров наркотиков. Тем самым, система дифференциации уголовной ответственности за совершение данных преступлений изменяется на трехзвенную (значительный, крупный и особо крупный размеры), предусматривая при этом более строгие санкции за незаконный оборот наркотиков в особо крупном размере.
Как ранее озвучивалось высокопоставленными руководителями УФСКН России, значительным предложено считать гашиш и анашу весом 2 грамма, крупным — 25 граммов, особо крупным — 1 килограмм. Героин, кокаин и метадон, соответственно: 0,5 грамма, 2,5 грамма, 100 граммов. Маковая соломка: 20 граммов, 500 граммов, 1 килограмм. Марихуана: 6 граммов, 100 граммов, 1 килограмм.
В самом тексте Законопроекта, принятого 14.02.2012 в третьем (окончательном) чтении размеры наркотических средств, для определения их «значительного», «крупного» и «особо крупного» размеров не определены (!), т.к. они должны быть определены соответствующими Постановлениями Правительства РФ.
Введение повышенной ответственности за сбыт наркотиков в исправительных, образовательных учреждениях, на объектах спорта, а также в помещениях, используемых в сфере развлечения (досуга) и ужесточение ответственности за сбыт наркотиков в особо крупном размере:
Вводится повышенная ответственность за сбыт наркотиков или их аналогов «в исправительных, образовательных учреждениях, на объектах спорта, а также в помещениях, используемых в сфере развлечения (досуга)». За эти преступления принятым Законопроектом предусматривается наказание в виде лишения свободы до 12 лет. За незаконные производство, сбыт или пересылку наркотиков в особо крупном размере предусмотрено лишение свободы на срок от 15 лет до пожизненного. При этом за контрабанду и незаконную торговлю наркотиками в особо крупном размере законопроектом предлагается установить возможность назначения максимального наказания вплоть до пожизненного лишения свободы.
Введение нового отягчающего вину обстоятельства в ст. 63 УК РФ – совершение преступления с использованием наркотиков:
Законопроектом предлагается внести изменение в Уголовный кодекс Российской Федерации (в ст. 63 УК РФ), установив, что совершение преступления с использованием наркотиков, а также сильнодействующих веществ является отягчающим обстоятельством.
Введение конфискации за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков:
Также Законопроектом устанавливается, что деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступлений, связанных с нарушением правил оборота наркотических средств или психотропных веществ и незаконным производством, сбытом или пересылкой прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, подлежат конфискации. Кроме того, имущество, полученное в результате деятельности, связанной с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, или используемое для осуществления указанной деятельности, также подлежит конфискации.
Предлагается внести изменение в пункт «а» части первой статьи 104.1 «Конфискация имущества» УК, установив, что деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступлений, предусмотренных частью второй статьи 228.2 «Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ» и предлагаемой проектом новой статьей 228.4 «Незаконные производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ» УК, подлежат конфискации.
Ужесточение ответственности иностранцев и беженцев за участие в незаконном обороте наркотиков:
В законопроекте предусмотрен порядок лишения статуса беженцев в случае совершения ими административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ, либо их прекурсоров. Административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, приводится в соответствие с административной ответственностью граждан РФ. В частности, за незаконные приобретение, производство, сбыт наркотиков, совершенные как гражданами РФ, так и иностранными гражданами (лицами без гражданства) устанавливается наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.Кроме того, иностранным гражданам и лицам без гражданства устанавливается административное выдворение за пределы Российской Федерации.
Кроме того, в Уголовном кодексе Российской Федерации установлена уголовная ответственность за контрабанду наркотиков, а также инструментов и оборудования, используемых для их изготовления. В частности, устанавливается пожизненное лишение свободы за незаконные производство, сбыт или пересылку, а также за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, совершенные в особо крупном размере.
Ухудшение порядка УДО (условно-досрочного освобождения) за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков:
Условно-досрочное освобождение лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, будет возможно только после фактического отбытия не менее трех четвертей срока наказания (сейчас – за тяжкие (например, ч.2 ст. 228 УК) можно по УДО освободиться через ½ срока, за особо тяжкие (например, ч. 3 ст. 228.1 УК) через 2/3).
Ужесточение административной ответственности за потребление наркотиков без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ в общественных местах.
Законопроектом предлагается дополнить часть 3 статьи 20.20 КоАП санкцией в виде административного ареста на срок до пятнадцати суток
Когда вступит в действие этот закон в случае его подписания?
Принятие федерального закона повлечет за собой необходимость издания и изменения целого ряда постановлений Правительства Российской Федерации:
«Об утверждении крупного и особо крупного размеров прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 188.1, 228.3и 228.4 Уголовного кодекса Российской Федерации»;
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 964»;
«Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 188.1, 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. № 76».
Учитывая необходимость издания указанных постановлений Правительства Российской Федерации, Законопроектом предлагается предусмотреть вступление в силу основных кардинальных изменений, вносимых этим федеральным законом лишь с 1 января 2013 года (см. статью 7 текста Законопроекта).
Каковы последствия принятия этого закона для лиц впервые привлекаемых к уголовной ответственности и для лиц, отбывающих наказание за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков?
Во-первых, Закон еще не подписан, во-вторых, его основные положения вступают в силу лишь с 1 января 2013 года. Соответственно, положительные или отрицательные последствия принятия данного закона лица, привлекаемые (или уже привлеченные) к уголовной ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, смогут ощутить на себе лишь с 1 января 2013 года (думаю, что так интересующие многих изменения размеров наркотических средств и их прекурсоров для определения категорий их «крупного» и «особо крупного» размеров, будут подготовлены и вступят в силу также лишь с 1 января 2013 года). Скажу одно, что Закон, ухудшающий положение лица в силу ч. 1 ст. 10 УК РФ обратной силы не имеет и не должен ухудшать его положение. Согласно ч. 2 ст. 10 УК РФ, если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом. Однако, на практике могут возникнуть много спорных вопросов (в т.ч. и по порядку УДО лиц, уже отбывающих наказания за такие преступления).
Для лиц же, совершивших эти преступления после принятия и вступления в силу вышеуказанного Проекта закона (предполагается, — вступит в силу с 1 января 2013), и подпадающих под увеличенную уголовную ответственность (например, сбыт наркотиков в школе, клубе или в особо крупном размере) положение может значительно ухудшиться.
В случае действительного резкого увеличения крупного и особо крупного размеров наркотических средств (пока об этом намерении мы знаем лишь со слов высокопоставленных чиновников УФСКН), произойдет необходимость пересмотра множества приговоров в сторону улучшения положения осужденных, изменения уголовных норм по которым они были осуждены (например, с 3 на 2-ю или даже на 1-ю часть ст. 228.1 УК РФ), и приведения приговоров в соответствие с измененным уголовным законом со снижением назначенного наказания! Отмечу, что эта перспектива пока туманна, т.к. Правительством РФ действительные размеры наркотических веществ для действия принимаемого Закона еще не определены.
Не будем загадывать, остается лишь надеяться на лучшее!
С уважением, адвокат Панфилов В.В. (г. Уфа)
Статья 228 — Аншлаг «Руси сидящей»
|
Алексей скажите прав до ли что сейчас по 228 дают срока без права на у до?
3. Условно-досрочное освобождение может быть применено только после фактического отбытия осужденным:
г) не менее трех четвертей срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а равно за тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также за преступления, предусмотренные статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 210 и 361 настоящего Кодекса.
Таким образом, право на УДО сохраняется, но срок отбытия увеличен по сравнению с другими составами тяжких и особо тяжких преступлений.
Например, ст. 228 ук рф предусматривает до 10 лет лишения свободы — это тяжкое преступление. То необходимо отбыть не менее 3/4 от назначенного срока.
Допустим дали 10 лет делим их на 4 = 2 года 6 месяцев и умножаем на 3 = 7 лет 6 месяцев нужно отбыть, чтобы получить шанс (право) на УДО.
Алексей …спасибо …очень нужная статья и особенности нового законопроекта
Спасибо огромное Алексей!