Что такое эвтаназия? Этот термин происходит от двух греческих корней «хорошо» и «смерть». Таким образом, эвтаназия — это хорошая смерть. На мой взгляд, России как никогда нужно разностороннее и четкое законодательство об эвтаназии. Я не говорю здесь о необходимости легализовать активную эвтаназию — это предмет дискуссий еще не на один десяток лет. Но, может, есть смысл оформить юридически «пассивную хорошую смерть»?
Сообщения с тегами Законопроект
Эвтаназия: за или против?
Требования к протоколам судебных заседаний
Наша законодательная инициатива
В результате обсуждения и обобщения всех предложений участников нашего сообщества, подготовлен законопроект о внесении изменений во все процессуальные кодексы РФ.
Прилагаемый законопроект устанавливает систему объективной фиксации хода судебного разбирательства, и исключает саму возможность фальсификации протоколов судебного заседания, обеспечивает их полную достоверность и объективную проверку.
Мы просим всех, кто заинтересован в построении в России правового государства, распечатать и отправить наш законопроект всем субъектам, обладающим правом законодательной инициативы, и распространить его всеми доступными средствами — разместить в своих блогах, социальных сетях, отправить ссылку на эту публикацию всем своим знакомым.
Мы надеемся, что законодатели не смогут отмолчаться, и наш законопроект станет Законом.
Текст нашего обращения нужно скачать на свой компьютер, заполнить (отредактировать) реквизиты отправителя и получателя, распечатать, подписать и отправить адресатам вместе с законопроектом и пояснительной запиской.
Помимо отправки бумажных обращений, можно отправить законопроект и в электронном виде через сайты субъектов, обладающим правом законодательной инициативы.
< ![endif]—>
< ![endif]—>
< ![endif]—>
ЗАЯВЛЕНИЕ В соответствии со статьями 32 и 33 Конституции Российской Федерации, прошу Вас внести в порядке статьи 104 Конституции Российской Федерации, в Государственную Думу Российской Федерации, прилагаемый проект федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений в ст. 259 УПК РФ, ст. 228 ГПК РФ, ст. 155 АПК РФ, и ст. 29.8 КОАП РФ».
Приложения: 1. Пояснительная записка к законопроекту на одном листе. 2. Законопроект на двух листах.
Заявитель ФИО
«__» декабря 2011 г. |
4 документа по делу
Заявление субъекту законодательной инициативы | 19.12.2011 | |
Проект закона | 19.12.2011 | |
Пояснительная записка | 19.12.2011 | |
Почтовые адреса субъектов законодательной инициативы | 19.12.2011 |
ЗАЯВЛЕНИЕ В соответствии со статьями 32 и 33 Конституции Российской Федерации, прошу Вас внести в порядке статьи 104 Конституции Российской Федерации, в Государственную Думу Российской Федерации, прилагаемый проект федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений в ст. 259 УПК РФ, ст. 228 ГПК РФ, ст. 155 АПК РФ, и ст. 29.8 КОАП РФ».
Приложения: 1. Пояснительная записка к законопроекту на одном листе. 2. Законопроект на двух листах.
Заявитель ФИО
«__» декабря 2011 г. |
Как не стать легкой добычей оперов, следователей, прокуроров и судей
|
Право возбуждать и расследовать дела в отношении следователей СКР
Председатель Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков внес в Госдуму законопроект, существенно расширяющий полномочия прокурорского надзора за следствием. Документом, в частности, предлагается наделить прокуроров правом возбуждать и расследовать уголовные дела в отношении следователей и руководителей следственных органов Следственного комитета РФ.
Проект федерального закона № 644381-5 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» предусматривает ряд существенных поправок в УПК для дальнейшего повышения эффективности «механизмов прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве».
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что проведенный в Совете Федерации мониторинг подтвердил необходимость возврата прокурору «полномочий возбуждать уголовное дело в случаях отмены незаконных и необоснованных постановлений следователя (дознавателя) об отказе в возбуждении уголовного дела, а также по результатам проверки исполнения законов, когда прокурором выявляются нарушения, имеющие признаки состава преступления».
Кроме того, автор документа «для обеспечения системы сдержек и противовесов» предлагает, предоставить прокурору право проводить проверку сообщений о преступлениях, совершенных следователями и руководителями следственных органов Следственного комитета России, а также возбуждать и расследовать уголовные дела в отношении указанных должностных лиц.
Также законопроектом предлагается на досудебной стадии уголовного судопроизводства при поступлении к прокурору уголовного дела с обвинительным заключением (обвинительным актом) «предоставить ему право своим постановлением исключать из обвинительного заключения отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое, а также при наличии к тому оснований принимать решение о прекращении уголовного дела (уголовного преследования)». Документ также вносит изменения в УПК, предоставляющие прокурору право отменять незаконные и необоснованные, по его мнению, решения следователя и полномочиями по освобождению незаконно задержанных.
В целом предлагается внести изменения в семь статей Уголовно-процессуальный кодекса РФ, в том числе статьи 37, 94, 146, 151 УПК РФ.
По мнению автора, принятие данных поправок «создаст дополнительные процессуальные механизмы борьбы с преступностью и ее наиболее опасными формами проявления», а также поможет в борьбе с коррупцией.
С текстом законопроекта можно ознакомиться в СПС «Право.Ru» здесь.
Как не стать легкой добычей оперов, следователей, прокуроров и судей
|
Шаг вперед, два шага назад
Не знаю, хвалить или ругать изменения в Уголовный кодекс, принятые на днях Думой в окончательной редакции, на основе президентского законопроекта. Шел он под лозунгом либерализации и гуманизации, и в нем действительно есть несколько серьезных пунктов, способных повлиять на сокращение уголовной репрессии. Но есть и сомнительные новшества, которые будут работать в обратном направлении. Понимаю разработчиков проекта и не брошу в них камень. Законотворчество в этой сфере – это всегда торг с полицией, наркоконтролем и прокуратурой. Чтобы смягчить и улучшить в одном месте, приходится ужесточать в другом. Поэтому, оценивая закон, приходится относиться к нему как к двум разным инициативам, перемешанным в одном флаконе.
Начнем, как водится, с хорошего.
1. Отменяется уголовная ответственность за оскорбление, клевету (в том числе в отношении судей, прокуроров и им подобных), а также за «простую» контрабанду, т.е. за перемещение через таможенную границу незадекларированных товаров и предметов, кроме перечисленных ранее в части 2 статьи 188 УК спецобъектов – наркотиков, оружия, стратегических товаров и культурных ценностей. Кроме того, декриминализуются совершенные в некрупном размере: причинение ущерба путем обмана/злоупотребления доверием и незаконный оборот драгоценных металлов и камней. Клевета, оскорбление и прочее вышеперечисленное переходит из УК в КоАП. И, что по нынешним временам в диковину: из статьи 212 «Массовые беспорядки» исключаются «призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти», за что можно было привлекать и без обвинения в организации массовых беспорядков или призывах к ним.
2. Вводится институт освобождения от уголовной ответственности по делам об экономических преступлениях. Впервые привлекаемых за неуплату налогов преследовать по УК не будут при возмещении ущерба бюджету. За многие другие экономические преступления, совершенные впервые, устанавливается откупная цена: погашение ущерба плюс его пятикратный размер.
3. По ряду статей повышается планка стоимости объектов преступления, составляющей крупный размер. Важно, что это касается статьи 146 «Нарушение авторских и смежных прав», по который крупный размер увеличивается вдвое (с 50 до 100 тыс.), а особо крупный в четыре раза (с 250 тыс. до 1 млн). Это снижает репрессивность статьи.
4. Суды наделяются правом при наличии смягчающих обстоятельств и при отсутствии отягчающих изменять категорию преступления на менее тяжкую (на одну категорию ниже). При соблюдении некоторых условий преступление средней тяжести может быть отнесено к преступлениям небольшой тяжести, тяжкое – признано преступлением средней тяжести, а особо тяжкое – тяжким. Категория преступления влияет на режим отбывания наказания, сроки УДО и погашения судимости, квалификацию рецидива и другие обстоятельства. Это дополнение может улучшить положение не только тех, кому предстоит предстать перед судом, но и уже осужденных, которые могут обжаловать приговор, прося применить к ним это положение.
5. Преступлениями небольшой тяжести становятся деяния, наказуемые сроком до трех лет лишения свободы (было до двух). Хотя почти все содержательные различия между преступлениями небольшой и средней тяжести за последние десять лет стерты, все же есть категория людей, чье положение в результате повышения планки по небольшой тяжести существенно улучшится. Это лица, признанные невменяемыми в отношении совершенных действий. По статье 443 УПК, если такое лицо привлечено за совершение деяния небольшой тяжести, то принудительное лечение к нему не применяется.
Из этого, в частности, следует, что признанные невменяемыми обвиняемые по части 1 статьи 228 (хранение наркотиков в крупном размере) или части 1 статьи 234 УК (сбыт сильнодействующих веществ в небольшом размере), не могут быть направлены на принудительное лечение, а находящиеся на принудительном лечении – освобождены.
6. У суда появляется возможность при назначении наказания по совокупности преступлений (статья 69 УК) определять его путем поглощения более строгим менее строгого не только по преступлениям небольшой и средней тяжести, но и по тяжким и особо тяжким преступлениям при условии, что они являются неоконченными (то есть при их квалификации с применением статьи 30 УК как приготовления или покушения). Это затрагивает почти всех осужденных за распространение наркотиков, которые приговорены за неоконченные преступления, т.е. по результатам проверочной закупки. Такова позиция Верховного суда: действия, завершившиеся изъятием наркотиков из незаконного оборота, являются покушением на преступление. Среди осужденных по делам такого рода многим вменено несколько эпизодов, каждый из которых квалифицировался в большинстве случаев как отдельное преступление. Сегодня суд обязан применять в таких случаях полное или частичное сложение санкций. По новому закону это не обязательно.
Увы, на полбочки меда приходится много дегтя. Таковым оказывается на поверку кое-что из того, что на первый взгляд представляется смягчением закона.
1. Казалось бы, хорошо, что в статье 56 УК устанавливается теперь, что лишение свободы по преступлениям небольшой тяжести может быть назначено только при наличии отягчающих обстоятельств. Однако из этого правила есть исключение, относящееся к преступлениям, связанным с наркотиками (части 1 статей 228, 231 и статья 233). Да, в новой норме не говорится, что при небольшой тяжести по этим статьям надо обязательно сажать. Только эта оговорка, в совокупности с вводимым лечением вместо наказания, наверняка приведет к росту числа осужденных за наркотики – наиболее уязвимых жертв уголовной политики. Их и так непомерно много (124 168 на конец 2010 года, или 15 % от общего числа заключенных), хотя сегодня по вышеназванным статьям назначается преимущественно условное наказание или штраф (пусть даже это преступления средней тяжести).
Теперь же при небольшой тяжести приговаривать к лишению свободы будут больше, правда, с предоставлением отсрочки до пяти лет изъявившим желание лечиться от наркомании и пройти медико-социальную реабилитацию.
Но лечение вместо наказания – насквозь фальшивая альтернатива. Применительно к реально больным это ловушка. Существующее лечение неэффективно, реабилитационное пространство неразвито. Вряд ли наркоман, прошедший трехнедельный курс в государственном стационаре и медико-социальную реабилитацию неизвестно где, проснется здоровым и пять лет в состоянии стойкой ремиссии не прикоснется даже к пиву. Процент годового воздержания от наркотиков среди пациентов, получивших курс лечения в наркологических клиниках, по самым высоким оценкам, не превышает 8 %. Между тем основанием для отмены отсрочки и направления в колонию являются, по новому закону, не только рецидивы наркомании, но и систематическое употребление спиртных напитков, бродяжничество и попрошайничество. Хотя ни пьянство, ни бродяжничество с попрошайничеством не являются правонарушениями. Однако человека, соскочившего с наркотиков, будут сажать за то, что он пьет пиво.
Еще хуже становится положение привлеченных к ответственности, но не нуждающихся в лечении – употребляющих производные конопли или амфетамины эпизодически, ситуационно, а то и впервые. Именно они составляют большинство среди привлекаемых по части 1 статьи 228. По сути лечить их не от чего. Значит, будут сажать.
Отсрочка для наркоманов вводится с 1 января 2012 года.
То, что «лечение вместо наказания» приведет к увеличению числа наказанных, ясно и из того, что открытием новых больниц, реабилитационных центров, повышением бюджета наркологии никто не озабочен. Реабилитацией, похоже, готов заниматься наркоконтроль и его лучший друг Ройзман. Наверное, по версии ФСКН реабилитацией является «добровольное сотрудничество» и «помощь в раскрытии преступлений».
2. Не вызывает восторга и появление нового наказания – принудительных работ как альтернативы лишению свободы, если по приговору суда оно не превышает пяти лет. Неизвестно, что хуже: два года в колонии-поселении или два года на вредном производстве с помещением в карцер за отказ от работы.
3. С заменой уголовного наказания за клевету и оскорбление административным появилась административная ответственность должностных и юридических лиц за «непринятие мер к недопущению» этих действий (статьи 5.60, 5.61 КоАП). Что означает очередное усиление цензурного давления на СМИ путем культивирования в них инстинкта самоцензуры. Не исключено применение этих статей и к сетевым администраторам за неудаление клеветнического и оскорбительного контента.
4. Изменения антинаркотических статей УК оставляют впечатления незаконченности. Заметных поправок в них не внесено. Исключение составляет новая статья 229.1 о контрабанде наркотиков и всего с ними связанного, включая аналоги и прекурсоры. Здесь либерализация двигает желваками. То, что в прежней контрабандной статье 188 наказывалось от 3 до 7 лет, развернуто теперь цепочкой отягчающих признаков, вплоть до лишения свободы за особо крупный размер в пределах от 15 до 20 лет.
Из последнего следует, что именно такой срок полагается получить за заказ на заграничном сайте курительных смесей типа «спайс» весом более 0,05 грамма (таков сейчас особо крупный размер для синтетического каннабиноида JWH-018, при этом размер определяется с учетом иных компонентов смеси).
Взирая на это нововведение, сомнения — хвалить или ругать новый закон — переживаются особенно остро.
Как не стать легкой добычей оперов, следователей, прокуроров и судей
|
Вопросы правоприменительной практики, в том числе, по делам о коррупции
Дмитрий Медведев провёл совещание с руководством и следователями МВД, Генеральной прокуратуры, Следственного комитета и представителями гражданского общества.
Обсуждались перспективы развития законодательства, проблемы, выявляемые правоприменительной практикой при расследовании различных категорий дел, в том числе о коррупции.
Госдума подправила Медведева
Автор: Татьяна Берсенева
Госдума приняла сегодня в окончательном, третьем чтении правительственный закон, предусматривающий уголовную ответственность за регистрацию фирм на подставных лиц и незаконное использование документов для регистрации компаний. В октябре Президент РФ Дмитрий Медведев в достаточно жесткой форме требовал ускорить принятие этого проекта, который лежал в Госдуме с февраля 2011 года без движения из-за разногласий.
Спустя неделю после слов Медведева о необходимости введения наказания за создание фирм через подставных лиц, Госдума приняла в первом чтении законопроект № 497961-5 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ». Предполагалось, что за создание фирм для совершения преступлений будет установлено наказание в виде штрафа в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей либо лишения свободы на срок до пяти лет. Также предлагалось ввести наказание вплоть до реального лишения свободы сроком до трех лет за приобретение документа, удостоверяющего личность, или склонение к предоставлению такого документа для образования коммерческой организации в преступных целях
Однако депутаты, даже поддержав этот законопроект, открыто признавали, что он совершенно «сырой», и вспоминали о недавно декриминализированной статье УК «лжепредпринимательство». В результате ко второму чтению документ был переписан практически с нуля.
Представляя сегодня документ депутатам первый зампред Комитета ГД по законодательству Андрей Назаров заверил депутатов, что «была проделана большая работа по поправкам». «На сегодня, на наш взгляд, это очень подготовленный законопроект для борьбы с большой проблемой — фирмами-однодневками», — отметил он.
Вместо предлагаемой Правительством одной новой статьи «Образование коммерческой организации в целях совершения преступлений» появится сразу две «Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица» и «Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица» (статьи 173.1 и 173.2 УК РФ).
Ряд положений «перекочевал» из первоначальной редакции текста в проект статьи 173.2. За незаконное «приобретение» документа, удостоверяющего личность, либо использование персональных данных, полученных незаконно, вводится наказание в виде штрафа от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб., либо принудительные работы до трех лет, либо лишение свободы на тот же срок. За незаконное «предоставление» документов наказание будет чуть менее строгим ― штраф от 100 до 300 тыс руб, исправительные работы до двух лет. Уголовная ответственность будет наступать только в том случае, если юрлицо создано «в целях совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами или иным имуществом».
При этом депутаты предлагают считать «приобретением документа» — его получение платно или бесплатно, либо присвоение найденного или похищенного документа.
Вне зависимости от того, с какой целью создавалось юрлицо, уголовная ответственность вводится за его образование через подставных лиц (учредителей, или органов управления юрлица), если последние были введены в заблуждение. За такие действия предлагается штрафовать на сумму от 100 до 500 тыс. руб., либо лишать свободы на срок до пяти лет.
Как не стать легкой добычей оперов, следователей, прокуроров и судей
|
Уголовная ответственность за фирмы-однодневки
Президент РФ Дмитрий Медведев сегодня предложил правительству ввести уголовную ответственность для тех, кто предоставляет свои документы для создания фирм-однодневок, сообщает ПРАЙМ.
«Я считаю, что это [предоставление документов] может стать предметом уголовно-процессуального и уголовно-правового анализа», — сказал он в ходе совещания по проблемам деятельности жилищно-коммунального хозяйства. При этом Медведев отметил, что с юридической точки зрения бороться с фирмами-однодневками сложно. «Именно поэтому к ответственности должны привлекаться и их учредители, хотя и это непросто», — заметил Медведев. При этом первый вице-премьер Игорь Шувалов, у которого глава государства поинтересовался позицией правительства по этому поводу, ответил, что такая работа уже ведется. «Мы уже получали от Вас такого рода указания, и по таким лицам уголовная ответственность будет введена и усилена», — сказал Шувалов.
«Мы с вами на эту тему разговаривали последние полгода. Какие проблемы? Где эти законопроекты находятся?» — резюмировал Медведев.
Между тем, законопроект, ужесточающий ответственность за организацию фирм-однодневок, внесенный в Госдуму правительством еще в феврале текущего года, пока остается без движения.
Проект федерального закона № 497961-5 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (об уголовной ответственности за образование коммерческой организации в целях совершения преступления), в частности, предусматривает наказание вплоть до реального лишения свободы сроком до 3 лет за приобретение документа, удостоверяющего личность или склонение к предоставлению такого документа для образования коммерческой организации в преступных целях. За создание и реорганизацию фирмы в целях ее использования для совершения преступлений и участие в деятельности такой организации проектом федерального закона предлагается ввести наказание в виде штрафа в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей либо лишения свободы на срок до пяти лет.
В настоящее время законопроект прошел согласование в профильном комитете и получил положительный отзыв Верховного суда РФ.
Как не стать легкой добычей оперов, следователей, прокуроров и судей
|
Сроки лишения свободы могут увеличить до 50 лет
Сроки лишения свободы за коррупцию могут быть увеличены вплоть до 40-50 лет. Об этом сообщил министр юстиции РФ Александр Коновалов на правительственном часе в Государственной думе. «До 40, до 50 лет пускай сидят», — отметил А.Коновалов.
Он также сообщил, что рано или поздно необходимо будет решить вопрос о конфискации имущества, в отношении которого есть лишь подозрение, что оно нажито преступным путем (так называемая конфискация in rem).
Министр отметил, что в соответствии с этой схемой может быть конфисковано имущество у любых родственников и близких осужденного, даже если нет прямых доказательств того, что оно нажито преступным путем.
По словам министра, также необходимо решить вопрос о «перлюстрации» доходов и расходов, в том числе об ограничении расходования наличных средств. При этом министр отметил, что такую работу проводить нужно «умно и пошагово».
Говоря о последних изменениях в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, министр высказал мнение, что была проведена «не либерализация, а прагматизация закона».
Кроме того, А.Коновалов считает, что бизнесу, реализующему инвестиционные проекты в местах лишения свободы, необходимо предоставить налоговые льготы и обеспечить его государственными заказами.
Он отметил, что при реализации таких проектов должны обязательно привлекаться в качестве работников сами осужденные. Их участие в такой трудовой деятельности должно учитываться при решении вопросов об условно-досрочном освобождении и помиловании. А.Коновалов также выразил уверенность в том, что труд осужденных может использоваться в целом ряде отраслей экономики.
Также глава Минюста убежден в необходимости частичной передачи медицинского обеспечения в местах лишения свободы в частные руки. Он напомнил, что ранее его министерство уже выступало с таким предложением, однако пока не заручилось поддержкой в правительстве и профильных ведомствах. «Но рано или поздно мы можем перейти к такому частичному аутсорсингу», — выразил убеждение А.Коновалов.
Как не стать легкой добычей оперов, следователей, прокуроров и судей
|
Борьба с преступными авторитетами
Королев Артем Сергеевич,
аспирант кафедры уголовного права
и криминологии юридического факультета МГУ им. Ломоносова
В пояснительной записке «К проекту Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 100 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» указано, что новая диспозиция части первой статьи 210 Уголовного кодекса Российской Федерации, сформулированная с учетом практического опыта борьбы с организованной преступностью, позволит привлекать к уголовной ответственности лидеров преступной среды (так называемых воров в законе и других авторитетов преступного мира), осуществляющих руководство противоправной деятельностью, использующих свое влияние на участников организованных групп, но не совершающих лично каких-либо преступлений.
Госдума ввела уголовную ответственность за продажу спиртного подросткам
Сегодня Госдума приняла в третьем чтении законопроект, согласно которому в России вводится уголовная ответственность для продавцов за неоднократную продажу алкоголя несовершеннолетним.
Законопроект № 260768-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции и пива» пролежал в нижней палате парламента с октября 2009 года, вспомнили о нем практически одновременно с внесением правительственного законопроекта, который серьезно ужесточает госрегулирования алкогольной отрасли. С текстом документа можно ознакомиться в СПС «Право.Ru» здесь.
Закона об ограничении исполнения решений ЕСПЧ не будет
Законопроект сенатора Александра Торшина об ограничении воздействия решений ЕСПЧ на правовую систему России, вероятнее всего, не будет принят. Вчера глава комитета Госдумы по международным делам, единоросс Константин Косачев назвал этот документ «весьма сомнительным». Это стало первым публичным критическим высказыванием по поводу нашумевшей инициативы Торшина, прозвучавшим из уст представителя «Единой России». Между тем судьба законопроекта уже решена: его не одобряют ни в Кремле, ни в МИД России, где источники газеты «Коммерсант» заверили, что принят он не будет никогда.