Кому Владимир Путин пообещал высшее положение

Президентская статья УК 210.1 намекает на воров в законе. «В будущем бизнесмены будут сильно удивлены», — предупреждают юристы.  

Госдума в первом чтении 21 февраля рассмотрит законопроект президента о борьбе с организованной преступностью. Семь страниц  проекта предусматривают появление в Уголовном кодексе новой статьи 210.1 — «Занятие высшего положения в преступной иерархии». Норма устанавливает срок до 15 лет за сам факт вождизма.

Понятно, что идея, взятая на вооружение Путиным, рождена в политически недружелюбной нам Грузии. В 2005 году теперь уже его экс-коллега Саакашвили соорудил статью 223.1 — об ответственности за «членство в воровском мире» — до восьми лет. Отец «революции роз» бил на то, что воры в высшем смысле этого слова не подразумевают отказ от идеологических убеждений. Элита разбегалась либо стойко пополняла тюрьму № 7 Тбилиси. Европейские правозащитники указывали на Конвенцию защиты прав человека и основных свобод, а также на то, что нельзя преследовать за убеждения целые социальные категории. Власть Грузии отвечала, что постсоветская кухня имеет свою специфику.

Похоже, в Кремле учли грузинские шероховатости и избежали прямого указания на коронованных воров.

Официально же целесообразность в целом объясняется тем, что не работает классический завет «вор должен сидеть в тюрьме». Вторая же реплика, что «и не важно, каким способом я его туда упрячу», порой не работает даже в российских судах.

Так, например, в октябре 2018 года в Горсуде Петербурга оправдали  отменного гангстера по прозвищу Лось. Ему вменяли семь убийств и торговлю наркотиков в промышленных масштабах. В процессе следствие увидело не Лося, а лицо №1  преступной иерархии. Другое дело, что это видение сбили присяжные, и здесь полезно говорить не об изворотливости мафии, а о том, что журналист Вышенков написал в статье «Вердикт нашего времени».

47news поговорил с юристами. Они за то, что статья не то что бы про главарей банд. Она шире и зиждется на экономическом фундаменте.

Один из самых опытных адвокатов Петербурга Сергей Афанасьев, занимающийся, кстати, делом «ночного губернатора» Барсукова-Кумарина, считает проект лишним.

— В 90-х можно было говорить о лидерах преступных группировок, отчасти в нулевые, но сегодня нет. Встречаю тридцатилетних адвокатов, которым фамилия Кумарин абсолютно ничего не говорит. А прежде спроси на улице любого: «Кто такой Кумарин?». Сразу бы ответ получил. Или получил бы … И Бадри Шенгелия  точно не был никаким лидером преступной группировки. Это такая бытовая характеристика. Явления нет, остались какие-то слова, клички из прошлой жизни. Нелогично принимать закон вдогонку к 90-ым, умножать сущности. Проблема не в том, как квалифицируется преступление, а как применяется статья, — прокомментировал  Афанасьев.

Адвокат коллегии адвокатов Pen&Paper Алексей Добрынин отметил 47news, что новелла, прежде всего, заточена под экономические преступления. Создавать базу для выявления ОПГ непросто — годы прослушивания телефонов, наблюдений и других спецмероприятий. Ткнуть на лидера — проще. По его словам, сегодня сама статья 210 УК РФ «Организация преступного сообщества»  в тренде у следственных органов и именно по экономическим преступлениям. Статья особо тяжкая, наказание до 20 лет лишения свободы.

— Учитывая эту тенденцию, не стоит удивляться и законопроекту, внесенному  президентом в Госдуму о введении уголовной ответственности за  «занятие высшего положения в преступной иерархии» (статья 210.1 УК). Если внимательно прочитать пояснительную записку к законопроекту, то там написано: следственным органам очень сложно доказать факт создания преступного сообщества. Именно поэтому проще установить, что обвиняемый занимает «высшее положение в преступной иерархии». А для этого достаточно показаний нескольких свидетелей или обвиняемых. Или еще проще — данных при сделке со следствием, когда часто достоверность показаний не подвергается сомнениям. Уверен, многие бизнесмены в будущем сильно будут удивлены, когда узнают, что, оказывается, они занимают высшее положение не в своём бизнесе, а в какой-то вдруг представленной иерархии, — заявил 47news Алексей Добрынин.

Получается, что в ближайшей перспективе несколько показаний арестованных на коллегу как на демиурга преступной схемы, и он уже «высшее лицо преступной иерархии». Мы и on-line видим: не далее как 13 февраля в Следственный комитет на Мойку с разных концов Петербурга свозили  десятки причастных к работе «Вексельной системы «Нева», за которой видят нелегальное казино. Изолировали 11 человек,  а арестовали гендиректора, его зама, директора торговых залов и заместителя главбуха. Известного петербургского девелопера Владимира Скигина тоже доставили, но отпустили. Формально он к деятельности ООО «Вексельная система «Нева» непричастен. Гарантии же, что бухгалтер и администратор торговых залов не укажут на него при новой статье, чтобы не спать в камере, — маловато. Вот тебе и иерархия.

Стоит иметь в виду, что если с законодательной инициативой выступает президент страны, то, вносят ее системы, что ей не обладают. Можно сделать вывод: коллективным разумом нововведения выступает либо Министерство внутренних дел, либо Госбезопасность. Для будущих иерархов это уже без разницы. И, заметьте, что если в Грузии главной миссией был «вор в законе», то для отечественного контекста этот ортодоксальный титул из пункта – «прочее».

Александр Калинин,
47news

Поделиться в соц. сетях

, , , Tagged , , , ,