Поколения прав человека

Тематика прав и свобод человека не потеряла своей актуальности среди политиков, юристов и иных представителей публичных профессий. О правах человека говорят в различных обществах: и не только в тех, которые привыкли дискутировать на академическом языке.

На различных уровнях: на национальном, на региональном, на международном существуют различные понимания, концепции о правах человека. Однако научные из них только те, которые могут быть применимы на практике.

Одна из концепций, популярной в общей теории прав человека, идеологами которой выступали еще во второй половине ХХ века большинство ученых в области международного права прав человека – в том числе отечественных (Лукашева Е.А, Карташкин В.А. и другие), является концепция «поколений» прав человека.

«Поколения» прав человека как концепция входят в программы для студентов: политологов, юристов и других гуманитарных направлений.

Поколения прав человека – это конкретные права и свободы человека, сформированные в определенный исторический период. Концепция «поколений» прав человека – это, прежде всего, условное хронологическое деление.

Согласно классическим представлениям об этой концепции, выраженным во второй половине ХХ века, существует три поколения прав человека.
Первое поколение прав человека, которое включает в себя гражданские (личные) и политические права и свободы. Их возникновение исследователи-философы и правоведы связывают с итогами борьбы за независимость, проходящей в Северной Америке в XVIII в., в результате которой была принята Декларация независимости США 1776 и Конституции США 1787 г. с последующим включением в нее Билля о правах 1789 г., и с Великой Французской революцией, которая подарила человеческой истории такой значимый идеологический документ как Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и ряд первых внутринациональных правовых актов, которые включили в себя гражданские, политические и иные права.

Стоит подчеркнуть, что гражданские (личные) и политические права в полной мере могли принадлежать только гражданам-совершеннолетним мужчинам конкретного государства, в котором принят такой правовой акт. И в силу исторических сложившихся обстоятельств и материальных экономических условий иные лица не могли быть субъектами правоотношений или были ограничены в способности реализовывать свои права. Тем не менее, граждане США, Франции и иных государств, в которых происходили схожие процессы в течение XIX в., получили в результате великих преобразований юридически оформленную правоспособность (способность обладать правами) и дееспособность (способность осуществлять права и свободы, отвечать по обязательствам).

Второе поколение прав человека связывают с социально-экономическими преобразованиями в начале ХХ века, и соответственно, они включают в себя права социальные, права экономические и права культурные.

Социально-экономические и культурные права касаются социально-экономических условий жизни человека, определяют его положение в сфере труда, благосостояния, социальной защищенности. Целью является создание условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды.

К социально-экономическим правам относятся: право на труд; право на отдых; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на достойный уровень жизни; право на охрану здоровья и другие.

Культурные права гарантируют духовное развитие человека, помогают каждому индивиду стать полезным участником социального прогресса. К ним относятся: право на образование; право на доступ к культурным ценностям; право свободно участвовать в культурной жизни общества; право на творчество; право на пользование результатами научного прогресса и другие.

Права второго поколения в течение ХХ века распространялись также преимущественно на внутригосударственном уровне, и полная правосубъектность была присуща преимущественно мужчинам, достигшим определенного возраста, тогда как женщины, неграждане, представители «не той расы» (например, негры в США), дети – обладали, в лучшем случае, ограниченной дееспособностью, а в худшем – не признавались личностью вообще.

Стоит учитывать еще тот факт, что эпоха Второго поколения прав характеризуется еще международной универсализацией (формальной) прав первого поколения – но тех, которые относятся к личным правам.
Прежде всего, такие права затрагивают Женевские конвенции 1899 и 1907 г., Конвенция о рабстве 1926 г. и иные документы, в том числе и идеологические декларации, которые юридической силы не имели, но вобрали в себя гуманистическую концепцию того времени.

Права Первого и Второго поколений не были универсальны и всеобщи, отсутствовал принцип равенства в правах и возможностях – в тех государствах, в которых актуализировались эти поколения прав.

Кроме того, экономические и социальные права были востребованы и в период буржуазных революций – что можно увидеть, например, из якобинской Конституции 1793 г. Эта Конституция объявляла «естественными и неотъемлемыми правами человека» свободу, равенство, безопасность и собственность. Гарантировала свободу слова и печати, свободу вероисповеданий, свободу законодательной инициативы, свободу личности, свободу подачи петиций, право на труд и общественную помощь немощным, право на образование, право на сопротивление угнетению, право на восстание, если «правительство нарушает права народа».

Требования же народов в первой половине ХХ в. также не сводились только к экономическим, социальным и культурным правам: достаточно прочесть лозунги демонстрантов – как на Востоке Европы, так и на Западе, и в США.

Политических прав требовали женщины, гражданских (личных) – например, требование отмены рабства, и борьба с концлагерями, существовавшими даже до Второй Мировой войны, экономических, социальных и политических – требовали все остальные, особенно в 20-е годы ХХ века, когда начали появляться фашистские государственные системы.

К слову, именно во второй половине ХХ века право на справедливое судебное разбирательство и на защитника (адвоката) – казалось бы, право Первого поколения, — на деле стало надпозитивным, и вошло в основные законы всех государств, вне зависимости от политэкономической системы лишь после 1945 г. Только во второй половине ХХ в. государства решили, что вне зависимости от вида этой системы, права человека являются высшей ценностью – что написано и в Всеобщей декларации прав человека 1948 г (которую некоторые юристы, почему-то в России называют международно-правовым актом, хотя она – акт политический, содержащий моральные нормы), и в Уставе ООН 1945 г., и в региональных актах.

А с принятием Международных Пактов 1966 г. настали перемены и в отечественной советской правовой системе – что отражено в Конституции СССР 1977 г. и в законах, принятых в течение всей второй половины ХХ в., в связи с чем можно сказать, что в 60-70-х г. сложилось полноценное право социалистической модели (до второй половины ХХ в. в СССР правовое регулирование было смешено с моральными нормами или с т.н. «культурным правом», и правовое регулированиев в классическом виде еще не развилось до той степени, когда могло бы отвечать системе защиты прав человека. Однако права Второго поколения были и сформированы, и введены в правоприменительную деятельность именно в период НЭПа – и эту модель скопировала себе МОТ (с некоторыми отличающимися моментами – для интересующихся могу посоветовать почитать ТК РСФСР 1922 г., а затем Указ Президиума ВС СССР от 02.10.1940, и – наконец, ТК СССР 1971), и Устав МОТ – который был принят еще в 1919 г., но изменения, вошедшие в него в 1953 г. отражают именно наше отечественное трудовое законодательство, которое признаётся и сейчас эталоном – и отбросив идеологию, обратившись исключительно к правовому содержанию, можно найти много любопытных параллелей).

Третье поколение прав человека связано с эпохой антиколониальных войн в середине ХХ века. Появление третьего поколения прав человека предопределено обострением во второй половине XX в. глобальных проблем, среди которых на одно из первых мест выходит экологическая, а также вступлением наиболее развитых стран, в эпоху информатизации. Отсюда — такие права, как право на безопасную окружающую среду, право доступа к информации. Особенность третьего поколения прав заключается в том, что они являются коллективными и могут реализовываться совместно.

Права всех трех поколений, на сегодняшний день, включены в Устав ООН 1945 г., в Конвенции, посвященные правам человека, в Международные Пакты 1966 года, в региональные и внутринациональные правовые акты.

Но до Второй Мировой войны идеи законодателей о правах и свободах человека Первого и Второго поколений затрагивали только граждан развитых конкретных государств (и США), согласно концепции «поколений прав» человека, тогда как весь остальной мир жил в состоянии колониализма.

Антиколониальные движения затронули права не только отдельной личности, а целых народов, классов, рас, национальностей

Так называемое «третье» поколение прав человека связано с глобализацией прав и свобод человека через призму национально-освободительных движений, которые ставили перед собой цель – не только освобождение от зависимости, но и построение справедливого общества, основанного на равенстве, на свободе, на социальной справедливости.

Этому процессу толчком стала победа СССР во Второй Мировой войне культурная и социальная политика которого стала символом антифашизма, антиколониализма и символом настоящей реализации этих самых прав и свобод Третьего поколения, о которых написано немало философских трудов и о которых говорили ещё ораторы в предшествующей ООН Лиге Наций. Социальную и культурную модель построения общества – и в рамках правового регулирования, в частности, заимствовали страны Восточного блока и страны третьего мира, которые в результате антиколониального движения становились на путь народных республик и «социально ориентированных» систем – например, как Ливия, Сирия, Афганистан, Иран, Египет, Венесуэла, Боливия, Аргентина, Чили – и другие страны.

Те государства, которые после Второй Мировой войны вводили в своих конституциях и законах принципы гуманизма – для своих граждан – вели ожесточенное сопротивление против национально-освободительных движений: либо непосредственно, либо спонсируя местных реакционеров (как сегодня – в Ливии, в Сирии).

Сегодня говорят о четвертом и пятом поколении прав –это соматические права, различные права на гендерное самоопределение, права эмбриона и другие.

Концепция «поколений» прав человека находится в отрыве от практики. Практика – это те процессы, которые происходили на протяжении двух веков, и происходят сегодня.

И во время первых буржуазных преобразований в конце XVIII в., и в первой половине ХХ века, и во второй половине ХХ века запрос был одинаков: и на гражданские (личные), и на политические, и на социальные, и на экономические, и на культурные. Это подтверждает опыт европейских государств, опыт в США, опыт в странах-колониях, которые хоть и обладали разным статусом, но их народы мечтали об одном: о равенстве, о справедливости, о мире и о гуманизме.

В течение двух веков менялось лишь понимание того, как этих желаний достигать. И даже сегодня равенство, справедливость, мир и гуманизм – лишь слова в декларациях (которые представляют из себя лишь идеологические, моральные своды норм), конвенциях, законах.

На деле, сегодня правда у каждого народа, расы, класса, гендера – своя, поскольку абстрактные концепции, предлагаемые официальными властями, международными публичными деятелями или религиозными общинами – красивы, но неприменимы. И только научный подход — когда теория отражает практику – когда человек сможет понять настоящую сущность системы прав и свобод человека, и то, на что она влияет, и как достигать равенства, справедливости, мира и гуманизма, и как строить правовое общество – не на бумаге или на словах – а на деле. В Уставе ООН 1945 г. методика указана, как это можно сделать – но, к сожалению, сегодня международное право не воспринимают всерьёз – даже в России, когда В.В. Путин подписал закон, по которому национальное право становится приоритетом над международным. Все переходят к правовому релятивизму – кто на практике, а кто официально – и это серьезная проблема.

Вывод прост: концепция «поколений» прав человека ненаучна и даже как условное деление этапов эволюции идеи о правах и свободах человека, выраженной в различных государственных и международных актах, — не подходит.

Элина Гарева

 

Как не стать легкой добычей оперов, следователей, прокуроров и судей

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.