Президент РФ Владимир Путин предложил разработать меры по увеличению полномочий суда присяжных по итогам встречи с омбудсменами и членами Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека, которая состоялась еще 5 декабря 2014 года. Список поручений по итогам встречи опубликован на официальном сайте Президента РФ.
В срок до 30 марта 2015 года предлагается подготовить предложения о расширении применения института присяжных заседателей. При любом раскладе это позитивный знак для всего юридического сообщества России, демонстрирующий уважение к высшим ценностям закона и права.
На протяжении многих лет ФПА РФ последовательно выступает не только за возвращение суду присяжных утраченных функций, но и за их расширение. В докладе от 14 сентября 2011 г. «Обеспечение прав и интересов граждан при осуществлении уголовно-правовой политики в Российской Федерации» отмечалось, что «право на суд с участием присяжных заседателей составляет важную гарантию прав подсудимого, повышает его защищенность от необоснованного осуждения. Потребность в указанной гарантии тем выше, чем серьезнее характер обвинения и тяжелее потенциальное наказание».
Соблюдение разумного баланса между защитой общества от преступности и охраной прав и свобод отдельных лиц, попавших в сферу уголовного преследования, всегда представляло сложную проблему. Любая существующая правовая система характеризуется нарушением этого баланса, причем часто именно в сторону усиления карательных полномочий государства путем ущемления прав и свобод граждан.
Результат двоякий. С одной стороны, такой дисбаланс влечет осуждение во многих случаях невиновных людей, так как не только органы следствия и дознания, но и суды занижают стандарты доказанности вины подсудимого. С другой стороны, он ведет к назначению осужденным более суровых видов, сроков, режимов наказания, а также условий его отбывания, чем это объективно необходимо. Общим следствием нарушения баланса является избыточность уголовной репрессии в государстве, негативное влияние которой на общество сопоставимо с ущербом от самой преступности, если не превосходит его.
В докладе 2011 года ФПА РФ констатировала, что существующий в России такого рода дисбаланс неприемлемо велик. Отмечалось, что оправдательные приговоры в России отменяются в 18 раз чаще обвинительных, что, безусловно, оказывает влияние на отношение судей к вынесению оправдательных приговоров, поскольку отмена приговора до сих пор расценивается как «брак» в их работе, который может повлечь для них неблагоприятные последствия.
Различные цифры и статистические подсчеты свидетельствуют об избыточной репрессивности правоохранительной системы в России. Это было признано и высшим руководством страны. Федеральная палата адвокатов разделяет данную позицию. B общем-то немногое изменилось с 2011 года. Аналогичные взгляды на протяжении многих лет высказывались многими уважаемыми членами адвокатской корпорации, правозащитниками и учеными юристами.
Внесение в УК РФ и УПК РФ поправок в последние годы было в том числе призвано несколько облегчить то критическое положение с числом осужденных и отбывающих лишение свободы граждан. В 2011 году ФПА РФ отметила, что в России (как в США, Руанде и Кубе) на 100 тыс. населения приходится свыше 600 заключенных и содержащихся под стражей, что является одним из самых высоких показателей не только в развитых странах, но и во всем мире в целом.
Можно привести немало аргументов в поддержку института присяжных, равно как и обоснованную критику. Сейчас, в 2015-м году, отстаивая свою позицию, ФПА РФ выработала предложения по расширению полномочий суда присяжных и готова представить их экспертному сообществу.
По информации https://fparf.ru и www.kremlin.ru
Как не стать легкой добычей оперов, следователей, прокуроров и судей
|
Как самому взыскать выплаты по ОСАГО
|