Осужденных, которые не компенсируют вред своим потерпевшим, в скором времени могут лишить возможности выйти на свободу по условно-досрочному освобождению. Прямой запрет в Уголовно-процессуальный кодекс записывать не будут, но внесут норму о праве потерпевших: они смогут участвовать в судебных заседаниях при решении вопросов об УДО или смягчении наказания для своих обидчиков. Сегодня Госдума приняла первом чтении соответствующий законопроект.
С такой законодательной инициативой в октябре 2012 года выступили единороссы Владимир Плигин и Дмитрий Вяткин. Их предложение пришло на смену «замороженному» законопроекту правительства о введении обязательного условия для УДО — «полное или частичное» возмещение вреда потерпевшему.
Тогда критики правительственного документа говорили о коммерциализации уголовного законодательства. На свободу [по УДО] сможет выйти тот, кто имеет деньги, а кто не имеет и не сможет возместить ущерб — не выйдет», — говорил ранее на заседании думского комитета по законодательству Рафаэль Марданшин. Коллеги его опасений не разделили и рекомендовали законопроект к принятию в первом чтении, однако спустя две недели стало известно о намерении правительства отозвать этот документ.
Сейчас потерпевший не извещается о рассмотрении вопроса об УДО человека, причинившего ему вред, не участвует в судебном заседании и фактически лишен возможности реализовать свое право на обжалование решения суда, считают авторы документа.
Чтобы восстановить права потерпевшего, они предлагают скорректировать статью 399 УПК «Порядок разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора», прописав право потерпевших участвовать в судебном заседании по поводу ходатайств осужденных об УДО или смягчении наказаний. При этом потерпевшему не придется ехать в другой регион, где расположена колония, свое право он сможет реализовать и через видео-конференц-связь. Правда, как ранее рассказал «Право.Ru» депутат Дмитрий Вяткин, средства для видео-конференц-связи сейчас есть не во всех колониях и районных судах. Но по его мнению, это не станет препятствием, поскольку потерпевшие смогут письменно высказать свое мнение по этому вопросу и направить его в суд.
Одновременно законопроект корректирует и статью 83 Уголовного кодекса, дополняя ее новым пунктом о том, что сроки давности обвинительного приговора суда приостанавливаются в случае предоставления осужденному отсрочки отбывания наказания. Сейчас в УК говорится о том, что течение сроков давности приостанавливается, если осужденный уклоняется от отбывания наказания, но не конкретизируются случаи с отсрочкой наказания. Нововведения, считают авторы документа, позволят устранить эту правовую неопределенность.
С текстом законопроекта № 152707-6 «О внесении изменений в статью 83 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (об уточнении порядка освобождения осужденного от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда и об участии потерпевшего в судебном заседании при рассмотрении вопросов, указанных в пунктах 4 и 5 статьи 397 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации) можно ознакомиться в СПС «Право.Ru» здесь.
Как не стать легкой добычей оперов, следователей, прокуроров и судей
|
Закон об «Удойном» освобождении очен выгодный с точки зрения коррупционных действий. Если государство не в состоянии обеспечить выполнение заслуженного, определенного судом наказания преступника, нанесшего материальный или моральный ущерб, оно должно выступать в роли гаранта защиты прав потерпевшего и, в полном объеме, компенсировать, за условно освобождаемого, ущерб, от которого его освобождает.
проще ввести закон типа, имеешь денги для возмещения ущерба, в тюрму не сажают. неимеешь денег — посадим. так проще и понятно всем будет . а лучше посадить в тюрму авторов этих законов, пусть на своей шкуре попробуют свое изобретение, смеху то будет…..
Получается, что если ты сирота Казанская, и помочь тебе некому, то выйти из колонии тебе поможет только совершение другого корыстного преступления, но, только уже в статусе осужденного. (вспоминается мне история про телефонных мошенников и кредитные карты, или как зеки себе на УДО зарабатывали)