Путь исправления

Адвокат Трепашкин Михаил Иванович

Неоднократно в постановлениях судей, отказывающих осужденным в условно-досрочном освобождении, в возражениях прокуроров, в справках сотрудников ФСИН РФ приходилось сталкиваться с формулировками, что хотя осужденный и имеет только положительные характеристики из мест лишения свободы, однако условно-досрочное освобождение нужно «заслужить», что осужденный не достиг «высшей степени исправления» и что он «не твердо встал на путь исправления».

К сожалению, ни один из представителей ФСИН РФ в судах при рассмотрении ходатайств о применении УДО, ни один прокурор, да и не один судья в своих «отказных» постановлениях так и не смогли пояснить, как можно «заслужить» УДО (помимо названных защитой в ходатайствах сведений о положительных характеристиках осужденного за весь период отбывания наказания, соблюдение им требований режима содержания, добросовестный труд, примерное поведение и участие в общественной жизни колонии). Не смогли они ответить на вопросы, по каким критериям и в соответствии с какими нормативными актами определяются «степени исправления» осужденного и твердо или не твердо осужденный встал на путь исправления.

Верховный Суд России четко разъяснил, что нельзя отказывать в применении условно-досрочного освобождения, по основаниям не указанным в законе. Однако, судьи повсеместно отказывают по надуманным основаниям. Они просто саботируют разъяснения Верховного Суда России и положения федеральных законов, сами придумывают какие-то требования осужденным и преподносят их как требования закона. Хотя общеизвестно правило: «Судья обязан соблюдать закон, а не изобретать его».

В ходе судебного заседания в Саратовском областном суде 16 августа 2012 года при рассмотрении кассационных жалоб осужденного Андреевского В.К. и его защитников на отказ в УДО, я попробовал разобраться с источником появления термина «высокая степень исправления осужденного» и оказалось, что это положительный аргумент, прежде всего, защиты, а не обвинения. Однако, по порядку.

Часть 2 статьи 109 Уголовно-исполнительного кодекса РФ указывает:
«…2. Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания».

Таким образом, очевидно, что применение мер воспитательного воздействия указывает на степень их исправления. Также степень исправления определяется с учетом поощрений и взысканий.

И получалась интересная картина: За 10 лет и 3 месяца отбывания наказания Андреевский В.К. имеет одни поощрения за добросовестный общественно полезный труд и примерное поведение, за участие в общественных мероприятиях колонии и за образцовое соблюдение режима. С 2006 года, то есть на протяжении 6 лет он находится в облегченных условиях содержания, в связи с чем к нему применяются меры воспитательного воздействия как к лицу, твердо вставшему на путь исправления, при длительной положительной динамике положительного исправления, то есть как к лицу с высшей степенью исправления. Этот аргумент я изложил в обосновании доводов кассационной жалобы и никто не смог их опровергнуть.

Судебная коллегия по уголовным делам Саратовского областного суда отменила 16 августа 2012 года постановление судьи Кировского районного суда города Саратова Богдановой Д.А. от 6 июня 2012 года об отказе в применении к осужденному Андреевскому В.К. условно-досрочного освобождения от дальнейшего отбывания наказания и направила материалы на новое рассмотрение в тот же суд, но в ином составе.

Есть надежда, что при новом судебном рассмотрении условно-досрочное освобождение все же будет применено к Андреевскому В.К., так как нет ни одного законного основания для отказа. Однако, вызывает возмущение, что лица, которые очень часто сталкиваются с подобными делами, не могут определиться с основными понятиями и применяют при отказе терминологию, которая либо не предусмотрена в законе, либо прямо противоречит отказным доводам представителей администрации колоний и прокуратуры.

С учетом опыта участия в многочисленных судебных заседаниях по рассмотрению ходатайств осужденных о применении к ним УДО, могу сказать, что подавляющее число отказов в применении условно-досрочного освобождения не основаны на законе и явно противоречат п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 апреля 2009 года №8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания».

Возникает вопрос, почему судьи так безответственно относятся к разъяснениям Верховного Суда РФ, которые даются в соответствии со ст. 126 Конституции России и должны быть обязательными для судов? Для кого тогда пишутся Постановления Пленума Верховного Суда РФ? Для дураков, которые искренне считают, что разъяснения Пленума Верховного Суда РФ будут четко исполняться судами? Хотелось бы, что законность все же торжествовала и вера в законность и справедливость российских судов не угасала в сознании наших граждан.

Кто из юристов может подсказать о дополнительных критериях определения степеней исправления осужденных? Буду признателен.

Адвокат М.И.Трепашкин

17 августа 2012 года.

Как не стать легкой добычей оперов, следователей, прокуроров и судей

 

Поделиться в соц. сетях

, , Tagged , ,

3 thoughts on “Путь исправления

  1. Объясняю популярно для невеж : тюрьма — это — место отбывания наказания , а не место исправления.
    Поэтому — исправиться в тюрьме нельзя в принципе !
    Один мой родственничек в Советское время отмотал два срока по-взрослому , по мокрой статье .
    Но , в то время , он за 2 ходаря приобрел 3 рабочих специальности — последняя из которых — наладчик станков с ЧПУ.
    Откинулся , женился , закодировлся , завязал с уголовным прошлым , и — как то со скрипом дожил свою жизнь на воле .
    Но ! Он не раскаялся и не исправился !
    Понимаете : Зэ Ка в завязке и честный гражданин — это , две большие разницы !!!
    Второй пример : некоторое время тому назад на Укринском ТВ , ICTV , был проект бывшего ЗК , каталы , а ныне типа журналиста — Толика Барбакару : » Джентельмены на даче » .
    Итог — из 12 — ти человек , отобранных для эксперимента , как то , худо — бедно , — социализации поддались только Лорд и Француз .
    И то — работают в сферах , близких к уголовному прошлому .
    Исправиться человек может только сам — как у Достоевского : следак уже хотел Дело закрывать , уже нарисовался лыередной глухарь , но , Раскольников — сам вдруг осознал всю свою вину , ее меру , степень , глубину , и — оформил явку с повинной ….

  2. Хотелось бы, чтобы те, кто пишет здесь о «несведующих юристах», указали как СВЕДУЮЩИЕ (судя по их утверждениям), каким нормативным актом определяют сотрудники ФСИН России, прокуроры и судьи степени исправления осужеднных и критерии, как человек стал на путь испрвления, твердо или нетвердо.

    А сеять муть, лишь бы отвести от поставленной проблемы, это удел узколобых дебилов.

  3. Возникает вопрос, почему судьи так безответственно относятся к разъяснениям Верховного Суда РФ, которые даются в соответствии со ст. 126 Конституции России и должны быть обязательными для судов? Потому что Все Судьи нарушают ст. 3 Конституции. Ст.278 УК, мечтает привлечь иХ за то, что стырили у Народа Властные полномочия. Судебная ветьвь Власти не избиралась со дня принятия Конституции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.