Паутина МВД

Президент провозгласил борьбу с коррупцией. Генералы взяли под козырек, и понеслось

Клубок взаимных интересов правоохранительных органов сплетён, как это у нас на Руси заведено, весьма причудливым образом. Это выражается в следующем. На низовые (территориальные, районные) следственные подразделения СКР возложена такая обязанность: каждый из следователей должен направлять в суд ежемесячно не меньше двух дел. С учетом прокурорской подследственности это много. Тяжких преступлений против личности столько не совершается, должностных преступлений не выявляется. На извечный вопрос «Что делать?» прагматичные, смекалистые правоохранители выход найдут всегда и, в зависимости от задаваемого властью вектора, они прилагают усилия в нужном направлении.

Последние лет пять сотрудники подразделений милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка ходили по магазинам, кафе и прочим предприятиям с целью выявления, например, просроченного товара. Все мы знаем, что просроченный товар к использованию непригоден, но не все знаем, что за его реализацию предусмотрена ни много, ни мало, а уголовная ответственность. А все потому, что норма уголовного закона (ст. 238 УК РФ) – бланкетная, в которой степень опасности того или иного продукта на организм человека не раскрывается, что открывает очень широкое поле для трактовки данной статьи. Так вот, сотрудники милиции составляли акты изъятия данных товаров, проводили экспертизы (в ходе которых эксперт положительно отвечал на один вопрос: опасны ли для здоровья представленные на исследование продукты с истекшим сроком годности), возбуждали уголовные дела, которые, исходя из межотраслевого разделения, были отнесены к компетенции СКП (ранее прокуратуры).

Потом это занятие всем надоело. Стало понятно, что осуждать всех предпринимателей в районе по второму разу будет не совсем прилично. И правоохранители перешли к оскорблениям представителя власти (ст. 319 УК РФ), а это – тоже подследственность СКП. Дела подобного рода росли как снежный ком. На итоговой коллегии Мосгорсуда его председатель Ольга Егорова по этому поводу высказывалась весьма подробно и принципиально, так что, я думаю, что в этом направлении будет определенный спад.

Президент провозгласил борьбу с коррупцией. Генералы взяли под козырек, и понеслось. Что такое коррупционное преступление? В УК РФ их, по большому счету, два: получение взятки и дача взятки, все остальное – факультатив.

Взяткополучателей ловить трудно. Для начала нужен заявитель (не провокатор, а именно заявитель), потом масса согласований, подготовительных мероприятий и т.д. Гораздо легче ловить взяткодателей. Встали на пост ГАИ, сотрудник ДПС останавливает водителей, выявляет какое-то нарушение и собирается составить протокол, но его уговаривают и он принимает взятку. Взяткодателя ловят.

Для полноты картины скажу, что передача взятки в подобном случае (за несоставление  протокола – заведомо незаконные действия) предусмотрена ч. 2 ст. 291 УК РФ и наказывается лишением свободы до семи лет. То есть, передав даже 50 руб. инспектору ДПС, вы совершаете тяжкое преступление. За подобные преступления ловят в основном жителей стран СНГ, а точнее, Закавказья и Средней Азии.

В суде к ним как к негражданам РФ не может быть применено условное наказание. И эти кормящие свои семьи люди, привыкшие, как и любой из нас, к мздоимству сотрудников ГАИ, садятся в тюрьму лишь потому, что этого требует ведомственная отчетность. Они становятся показателями, «палочками» в статистике системы. Так, за один день, проведенный на посту ГАИ, делаются показатели по выявлению коррупционных преступлений на полгода вперед. Оставшееся время можно преспокойно заняться любимым и более важным делом – самой коррупцией.

Если обратиться к количественным показателям коррупционных преступлений, то мы увидим, что 90% – это именно дача взятки и лишь 10% – реальные коррупционные преступления, половина из которых разваливается, не доходя до суда. И поэтому громогласные заявления руководителей структур о росте выявленных коррупционных преступлений говорят о том, что еще больше жителей Закавказья и Средней Азии окажутся в лагерях.

Напомню, ведомственная статистика СКП требует от следователей ежемесячного направления в суд двух уголовных дел. С руководителями подразделений заключены срочные (годовые) трудовые контракты, и не справляющихся с поставленными задачами по истечении срока увольняют. Милиция тоже стремится к ежегодному росту выявления преступлений, однако раскрываемость совершенных преступлений почему-то не растет.

Владислав Капканов

Как не стать легкой добычей оперов, следователей, прокуроров и судей

 

Поделиться в соц. сетях

, , Tagged , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.