Контрабанда

Общая характеристика контрабанды

Контрабанда (итал. contrabando, от contra — против и bando — правительственный указ) — это тайный провоз или перенос товаров и ценностей через государственную границу с сокрытием их от таможенного контроля.

В большинстве стран мира контрабанда признана одним из самых опасных видов преступной деятельности. Как и преступность вообще, контрабанда, очевидно, будет существовать до тех пор, пока есть государственные границы. Даже в таких высокоразвитых странах, как США, Германия, Великобритания, Франция, существует контрабанда. В этих странах и не ставится задачи полного искоренения данного преступления. Речь идет лишь только о сокращении ее размеров до контролируемых пределов.

Причинами роста контрабанды являются: неоправданно высокие ставки отдельных видов налогов и пошлин; низкий уровень налогового и таможенного контроля; коррумпированность правоохранительных и контролирующих органов; несоответствие уровня налоговых и таможенных ставок, а также экономической ситуации, низкий уровень благосостояния граждан, когда малообеспеченные люди, подгоняемые безысходностью, сознательно участвуют в нелегальном бизнесе.

Объекты контрабанды крайне многочисленны и разнообразны, а ее масштабы достигают опасных размеров. Особую опасность представляют контрабандный ввоз и вывоз таких предметов, как наркотические средства, оружие, культурные ценности. Сложились высокоорганизованные транснациональные рынки, связанные с контрабандой этих товаров. Особую проблему представляет контрабанда для постсоциалистических стран, осуществляющих переход к рыночной экономике. В некоторых из них контрабандные операции достигли размеров, которые создают угрозу экономической безопасности этих стран.

Так, по заявлению председателя Государственного таможенного комитета, до 80% товарооборота Республики Казахстан составляет контрабанда. В результате контрабанды алкогольной продукции бюджет республики недополучает ежегодно свыше 200 млн. долларов. Аналогичные данные по табачной продукции показывают, что свыше 50 млн. долларов ежегодно проходят мимо казны.

Из всех бывших республик бывшего СССР, в Грузии собирается меньше всего средств от налогов и сборов. Если в среднем в бывших союзных республиках доля таможенных сборов составляет 18%, то в Грузии этот показатель составляет лишь 10%. Контрабанда в Грузии достигла фантастических размеров: 80% импорта — контрабанда. Лишь 15% импорта нефтепродуктов поступают в Грузию официальным путем, все остальное — контрабанда.

«Контрабанда процветает, государство испытывает недостаток средств, и все это происходит при непосредственном участии официальных грузинских лиц, защищающих контрабандистов», — отмечает Фэди Эсли, руководитель представительства американской торговой палаты в Грузии.

Наряду с «традиционной» контрабандой (перевозка грузов на мулах по горных тропинкам) существует и «официальная» контрабанда. Грузинский источник, близкий к министерству внутренних дел, подтверждает: «Недавно была задержана колонна из 11 грузовых автомобилей, на борту которых было 27 тонн контрабандной алкогольной продукции». Эта колонна совершенно официально сопровождалась сотрудниками грузинского Министерства безопасности (бывший КГБ). Груз был опечатан, но последующих действий не было. В недавно опубликованном докладе американской торговой платы сообщается о следующих фактах: фиктивные транзиты, заниженная цена товара или импортные операции, осуществляемые благотворительными организациями, освобожденными от уплаты налогов.

Наряду с запрещенными товарами предметом контрабанды является широкий круг нормальных товаров, не изъятых из гражданского оборота. Рассмотрим проблему контрабанды данной категории товаров на примере табачных изделий, контрабанда которых осуществляется в массовом количестве транснациональными преступными организациями.

Контрабанда табачных изделий

По оценкам специалистов контрабанда сигарет за период с 1990 по 1995 годы возросла во всем мире на 73%. Волна контрабанды сигаретами в начале 1990-х была вызвана распадом Восточного блока, наряду с увеличением покупательского спроса на международные марки сигарет на развивающихся рынках Азии.

Величину проблемы контрабанды можно определить, посмотрев на разницу между всемирным экспортом и импортом; большинство «пропавших» сигарет продано контрабандными путями. Количество производимых в мире сигарет известно достаточно точно, и так как сигареты не хранят очень долго, всемирное производство практически совпадает с всемирным потреблением, то есть не существует больших запасов сигарет. Всемирный импорт должен быть близок по величине экспорту.

Последствия контрабанды

Контрабанда сигарет сейчас настолько широко распространена и хорошо организована, что представляет собой серьезную угрозу, как для общественного здоровья, так и для государственных финансов, которые теряют миллиарды долларов дохода.

Контрабанда ведет к потере государственного дохода и даже подрывает усилия органов здравоохранения по сокращению количества курильщиков. Например, реклама на всю страницу в газетах «New York Times» и «Washington Post» от первого мая 1998 года, размещенная пятью крупнейшими табачными компаниями США, гласила, что повышение налога на 1,10 долларов США приведет к возникновению черного рынка сигарет, что, в свою очередь, создаст неограниченный доступ детей к сигаретам.

Наличие черного рынка также означает уменьшение дохода для легальных табачных компаний и увеличение возможности для организованной преступности. Вопрос контрабанды стал наиболее убедительным аргументом против политики правительств, которые хотят сократить потребление посредством налогообложения табака. В своем докладе по вопросу налога на табачные изделия в мае 1998 года Европейская комиссия подчеркнула, что необходимо учитывать фактор контрабанды при планировании повышения налога, так как задачи общественного здравоохранения по сокращению потребления табака посредством повышения налога будут далеки от выполнения, если табачные изделия смогут избежать этого налогообложения.

Контрабандные сигареты продаются по цене ниже рыночной; таким образом, сигареты становятся дешевыми, что повышает потребление и подрывает усилия по предотвращению курения среди молодежи. Контрабанда предлагает самые известные международные сорта сигарет по ценам, доступным даже для потребителей с низкими доходами и для особо заботящейся о своем имидже молодежи развивающихся стран, где западные товары считаются особо изысканными и стильными. Так как треть ежегодного всемирного экспорта приходится на контрабанду, ее эффект огромен. Это приводит к масштабному увеличению бремени заболеваемости, особенно в бедных странах.

Контрабандные сигареты не подпадают под законные ограничения и правила здравоохранения, такие как запрет продажи табака несовершеннолетним, требования к этикеткам и правила, касающиеся допустимых добавок.

И, наконец, увеличение контрабанды сигарет также означает расширение возможностей для организованной преступности, которая также занимается деятельностью и в других областях, например, наркотиками, что может повысить общий уровень коррупции в стране. Контрабанда в крупных масштабах означает наличие криминальных организаций и достаточно развитой системы распространения контрабандных сигарет на местном уровне. Контрабанда охватывает международные марки, выпускаемые транснациональными компаниями и распространяемые криминальными организациями, которые действуют во всех частях мира и могут в больших количествах беспошлинно покупать сигареты, которые до этого «исчезли» при международных перевозках.

Методы контрабанды

Самый обычный способ беспошлинной покупки сигарет — это их покупка при транзите. Транзит — это система льгот, способствующая развитию торговли. Ее смысл состоит во временном прекращении действия обычных таможенных сборов, акциза и НДС на продукцию, поступающую из и/или предназначенную для третьей страны при транспортировке через определенную таможенную зону.

Следующий пример иллюстрирует это явление. Предположим, что сигареты из Соединенных Штатов пересекли границу Бельгии для дальнейшей транспортировки в Северную Африку. В этом случае товар будет находиться в транзитном режиме с последующей транспортировкой автомобильным транспортом из Бельгии в Испанию, где он будет отправлен в Северную Африку. Если реэкспорт товара подтвержден, на эту партию продукции не будут налагаться никакие налоги Европейского Союза. В 1996 году около 100 миллиардов сигарет прошли через порт Антверпен в Бельгии. Если транзитные сигареты не прибывают к заявленному месту назначения, это свидетельствует о совершенной махинации и продаже этих сигарет на черный рынок без оплаты налогов.

Сходные случаи наблюдаются и в других частях мира. Канадская табачная промышленность экспортировала миллиарды сигарет в начале 1990-х годов на склады, расположенные на севере штата Нью-Йорк. Так как сигареты шли на экспорт, они не облагались налогами Канады. Затем контрабандисты переправляли сигареты в крупные города Канады через Аквесасне. Аквесасне — это индейская резервация, которая включает в себя часть территории штата Нью-Йорк и часть канадских провинций Онтарио и Квебек вдоль реки Святого Лаврентия. Передвижение этих товаров серьезно не ограничивалось, и река служила основным каналом переправы контрабандных товаров. Индейцы платили 8 канадских долларов за блок сигарет и продавали его за 18 канадских долларов на канадской стороне резервации. Блок затем продавался за 22 канадских доллара на полках магазинов Канады. В то время жители Канады платили за блок сигарет с учетом налога 40-60 канадских долларов.

Согласно исследованиям Независимой Комиссии Борьбы против Коррупции в Гонконге в 1995 году, большие суда загружались сигаретами в Гонконге с указанием маршрута следования в Юго-Восточную Азию. В нейтральных водах к кораблю подходили небольшие лодки с материка и брали на борт сигареты. Не были заплачены налоги на импорт, акцизные сборы или НДС, так как официально сигареты были предназначены для экспорта.

В Южной Африке контрабанда сигарет осуществляется с помощью такого же «кругового маршрута», как и в Канаде. Они экспортируются в соседние страны, но появляются вновь на улицах Южной Африки по сниженной цене, без оплаты налогов.

Бразильские сигареты беспошлинно экспортируются в Парагвай и затем их нелегально возвращают в страну профессиональные контрабандисты.

Согласно исследованию Министерства Внешней Торговли Колумбии, 64% из 30 миллиардов сигарет, продаваемых каждый год в Колумбии, являются контрабандой, в то время как 26% сигарет производятся внутри страны и 10% импортируются легально. В отчете сказано, что из 5500 миллионов сигарет Marlboro, которые были ввезены в Колумбию за первые девять месяцев 1997 года, 4400 миллионов пришли из зон свободной торговли в Арубе и Панаме, это означает, что они были провезены беспошлинно, как контрабанда. Хотя Philip Morris (производитель) легально зарегистрирован в Колумбии, только 1100 миллионов единиц были проданы через компанию. Цена контрабандных сигарет ниже, чем цена отечественных сигарет, которая включает в себя оплату налога.

Мошеннические операции обычно включают в себя перекупку товара несколькими различными покупателями между первичным приобретением сигарет и их исчезновением из легального оборота. Основная задача мошенника состоит в том, чтобы его не обнаружили. Механизм, который используется для затруднения поиска, состоит в организации прохождения товара через немыслимое количество владельцев за короткий период времени. Цель состоит в том, чтобы итогового владельца было невозможно обнаружить, а также в том, чтобы сделать связь между последовательными владельцами как можно менее заметной. Недавно табачную промышленность обвинили в продаже сигарет торговцам, которые немедленно перепродают их на черные рынки, минуя уплату зарубежных налогов. Тем не менее, так как контрабандные сигареты проходят через руки многих владельцев, часто сложно определить, вовлечена ли табачная промышленность в данные махинации напрямую.

Контроль над контрабандой

Контрабанду сигарет можно сократить, координируя действия на международном уровне и принимая меры по упрощению торговых маршрутов. Международная транспортировка сигарет должна проводиться под строгим контролем, чтобы избежать нынешней ситуации, в которой треть ежегодного глобального экспорта становится контрабандой.

Для ограничения контрабанды целесообразно принять следующие меры:

Увеличение штрафных санкций. Контрабандисты занимаются контрабандой сигарет, потому что ее выгода превосходит риск. Необходимо пересмотреть штрафы в сторону увеличения, чтобы их размер в комплексе с возможностью быть пойманным делал контрабанду финансово непривлекательной.

Требования наличия акцизной марки на табачных изделиях. Цель заключается в создании четкого различия между легальным и нелегальным товаром, чтобы контрабандный товар было легко обнаружить, а закон легко выполнить. Такие марки должны быть наглядными и расположены на каждой пачке под целлофановой упаковкой. Дизайн их должен быть разработан так, чтобы их было сложно подделать.

Требование специальной упаковки и маркировки продукции, указывающей на ее беспошлинный статус. Борьба с контрабандой требует осуществления строгого контроля над транспортировкой беспошлинных сигарет. Там, где это разрешено, в магазинах беспошлинной торговли или еще где-либо, эти пачки должны быть четко промаркированы как беспошлинные. Продавцы розничной торговли, потребители и лица, осуществляющие контроль над выполнением закона должны быть в состоянии легко определить, какой товар беспошлинный, а какой — нет.

Требование наличия специальной лицензии для производства, экспорта, импорта, оптовой торговли, розничной торговли, а также хранения табака. Лицензии помогают определить и проследить за действиями различных лиц в табачной сфере и способствуют реализации антиконтрабандных законов. Лицензия может содержать определенные условия, при нарушении которых или при нарушении табачного законодательства она может быть приостановлена. Угроза потери лицензии может отвратить потенциальных торговцев от контрабандных сигарет.

Требование, чтобы каждый производитель табачных изделий печатал свой уникальный серийный номер на всех пачках своих табачных изделий. Это поможет властям определить производителя изделий, место и дату выпуска. Если позволит технология, этот номер может быть заменен на знак цепи владельцев, который не только поможет властям определить производителя, но также выявит дистрибьютора, оптового торговца и экспортера.

Требование ведения учета. Необходимо ведение учета и системы отслеживания, которые будут налагать ответственность на производителей за то, чтобы сигареты легально прибыли на рынок по месту назначения. Сигареты могли бы транспортироваться только при наличии информации обо всех промежуточных торговых компаниях, о маршруте и об окончательном пункте назначения. Компьютеризированные системы контроля помогут государствам выполнять проверку в режиме реального времени и анализировать возможный риск перед выпуском на маршрут каждой партии табачных изделий. В этом случае страны будут иметь информацию по каждой отдельной партии и смогут осуществлять выборочные проверки на месте, как и когда они выберут. В Гонконге использование компьютеров для отслеживанием передвижения сигарет и сотрудничество с другими странами способствовало значительному падению уровня контрабанды сигарет.

Требование, чтобы на экспортных сигаретах обозначалась страна, для которой они предназначены, и предупреждения о вреде для здоровья были сделаны по правилам этой страны. В большинстве стран мира существуют правила, которые обязывают компании печатать предупреждения о вреде для здоровья на пачках табачных изделий. Стиль, формулировка, расположение и язык этих предупреждений отличаются в разных странах. Экспортеры должны обозначать страну назначения и гарантировать, что табачные изделия для конкретной страны имеют соответствующей формы предупреждение. Так же можно потребовать наличие особых этикеток для сигарет, которые не экспортируются.

Требование, чтобы экспортеры оформляли таможенные закладные по поставкам сигарет, которые могут быть закрыты только в том случае, если доказано, что партия достигла своего пункта назначения.

Установление умеренных ставок налогов и таможенных пошлин. Опыт борьбы с этим злом доказывает, что если правительства некоторых ужесточают систему налогообложения, то тем самым предоставляют еще большую возможность для контрабандистов удовлетворять спрос потребителей.

В качестве примера можно привести ситуацию в Канаде. В начале 80-х годов в этой стране были умеренные налоги на сигареты и контрабанда была незначительной. Затем, в 1986 году, федеральное правительство значительно увеличило налог на табак, в связи с чем увеличилось количество контрабандных продаж на сигаретном рынке. В этих условиях контрабанда стала чрезвычайно прибыльной и организованная преступность стала более эффективной в обслуживании рынка. В 1993 году, к примеру, легальная коробка сигарет стоила 45-50 долларов, в то время как контрабандные сигареты продавались по 18 долларов за коробку. Исследования того времени показали, что около 30% всего рынка Канады составляла контрабанда и потеря налоговых доходов равнялась 1 биллиону канадских долларов.

omskreg.ru

 

Как не стать легкой добычей оперов, следователей, прокуроров и судей

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.