Очерки АДВОКАТУРЫ. Очерк четвертый

Начало здесь. Говоря о психологических особенностях в деятельности адвокатских партнерских фирм, следует, очевидно, прежде всего сказать о том, что совместная работа адвокатов в юридической консультации и в рамках адвокатской фирмы (бюро) совершенно разная. Даже тогда, когда несколько адвокатов одной юрконсультации вместе осуществляют защиту по одному уголовному делу, у них, тем не менее, есть различные интересы. И это связано не только с тем, что могут быть противоречия в позициях подзащитных, но и с тем, что, по вполне понятным причинам, каждому из адвокатов хочется выглядеть в более выигрышном свете на фоне коллег. Здесь нет вины конкретного адвоката, мы имеем дело с абсолютно естественным устремлением любого профессионала, чья деятельность основывается на его индивидуальном труде. То же самое мы видим и у деятелей искусства, и у спортсменов (если только речь идет не о командных видах спорта), и у ученых, занимающихся фундаментальными отраслями науки.

Но, с образованием адвокатской партнерской фирмы, ситуация меняется кардинально — не может быть хорошей репутации партнера, работающего на фирме с плохой репутацией. Эта простая мысль быстро доходит до сознания , каждого вновь приходящего на фирму адвоката. Именно этим и определяется успех фирмы. Скажу больше, без такой психологической основы фирма обречена на довольно быстрый крах.

Я наблюдал судьбу одной московской фирмы, которая была создана (формально она существует и поныне) группой прекрасных адвокатов. Я совершенно убежден в том, что каждый из них мог бы занять место в условном списке «100 лучших адвокатов Москвы». Но при всем том, что этих адвокатов связывала многолетняя совместная работа, в некоторых случаях даже многолетняя дружба, «командная» психология на фирме не сложилась, фирма, именно как фирма, с моей точки зрения, не состоялась. Интересная вещь, имена этих адвокатов по-прежнему «на слуху», а вот название фирмы, кроме их самих, мало кто знает даже среди членов Московской городской коллегии.

Но надо отметить и другое. Если в странах . Запада адвокатские фирмы, как правило, не имеют ярко выраженного лидера, то в России, на сегодняшний день, в период становления фирм и бюро, наличие лидера (возможно, и двух-трех) является и характерной особенностью, и обязательным, как мне кажется, условием. Трудно быть предсказателем, но рискну предположить, что лишь тоща, когда первое поколение адвокатов — основателей фирм и бюро «отойдет от дел», когда «к власти» придут адвокаты, которые сегодня работают ассоциаторами или младшими партнерами, тогда вопрос о лидерстве отпадет сам собой.

Однако сегодня этот психологический аспект — наличие первого (первых) среди равных — необходимо учитывать в ежедневной практической деятельности фирмы. Вряд ли поэтому стоит расстраиваться партнерам фирмы, если в повседневном обиходе их фирму называют не по официальному наименованию, а, например, «фирма Иванова» или «бюро Петрова». Кстати, то же самое имело место в других профессиях. Вспомните «театр Эфроса», «театр Любимова», «больница Александрова», «клиника Федорова», «институт Абалкина» и т.п.

Чрезвычайно острой является и другая психологическая проблема. В течение десятилетий все адвокаты коллегии были формально равны. И вдруг, с момента начала образования фирм кто-то из адвокатов приобрел статус партнера, а кто-то — ассоциатора. «Как же так! У нас же всеобщее равенство!!» — стали периодически «вскрикивать» ассоциаторы, забывая о том, что «партнерство» надо заработать, его нельзя получить. Перефразируя известное высказывание, можно сказать, что «для того чтобы стать партнером — нужно им быть. К сожалению, и среди адвокатов, не работающих на фирмах, в особенности у старшего поколения, наблюдается похожая реакция, суть которой, на фоне их общего негативного отношения к фирмам и бюро, выражается формулой — «создали непонятно что, эксплуатируют (!) чужой труд; не надо нам этого».

А между тем ситуация предельно проста — фирма (бюро) живой организм, в котором кому-то отведена роль руководителя-исполнителя, а кому-то роль только исполнителя. Со временем, с накоплением опыта, приобретением «имени» роль последних меняется. То, что я пытаюсь сейчас объяснить, в странах, где адвокатские фирмы существуют давно, уже много лет не является психологической проблемой, там это само собой разумеется. У нас же психология «уравниловки» далеко не изжита.

М.БАРЩЕВСКИИ, кандидат юридических наук,
президент адвокатского бюро «Барщевский и партнеры» Московской городской коллегии адвокатов

Адвокатское бюро

Адвокатский кабинет

Очерки АДВОКАТУРЫ — 1

Выбор внешней формы ведения юридического бизнеса

 

Как не стать легкой добычей оперов, следователей, прокуроров и судей

 

Поделиться в соц. сетях

, Tagged ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.