Выбор внешней формы ведения юридического бизнеса

Первая проблема, мешающая успешному развитию российского юридического бизнеса, – это общая неопределенность его формы. Как у нас сегодня можно заниматься этим бизнесом? Либо ты становишься адвокатом и работаешь в рамках одного из адвокатских образований (адвокатский кабинет, бюро или коллегия), либо ты создаешь обычное юридическое лицо.

Обе формы имеют как плюсы, так и минусы, но именно их параллельное существование серьезно тормозит развитие рынка юридических услуг. Объясню подробнее почему.

Создание коммерческой структуры привлекательно своей независимостью от кого-либо. Собственник обладает полной свободой в организации процессов оказания услуг и выполнения работ, а также возможностью структурирования бизнеса по своему усмотрению. Явный минус только один – невозможность оказывать юридическую помощь по уголовным делам. Хотя справедливости ради надо отметить, что многие юристы (к коим отношусь и я) видят в этом только плюс, поскольку не особо стремятся быть вовлеченными в подобного рода дела. Но более детальные рассуждения на эту тему выявляют еще один существенный недостаток в создании и существовании на юридическом рынке отдельных коммерческих структур. Заключается он именно в их полной независимости друг от друга и неподконтрольности кому-либо. На мой взгляд, мы сейчас переживаем бурную, дикую стадию становления юридического рынка. Говорить о цивилизованном юридическом рынке в России пока еще рано, хотя этот рынок развивается очень скоростными темпами, и, пожалуй, лет через пять ситуация в корне изменится.

Но сегодня на этом рынке нет профессиональных стабильных игроков общенационального масштаба. Если говорить о московских юридических компаниях, то они пока и существуют в основном в пределах Садового кольца. Регионы же практически полностью отданы на откуп либо локальным индивидуальным юристам и адвокатам, либо мелким юридическим компаниям. Но большинство из них не занимается юридическим бизнесом, а скорее просто зарабатывает деньги, решая конкретные проблемы по конкретным делам. Я часто привожу своим студентам такое сравнение: практически все юристы и адвокаты до сих пор работают по старинке, по-советски. Они напоминают мне сапожного мастера, который сидит в своей маленькой будке и чинит старые прохудившиеся туфли, в то время как сегодня необходимо строить обувные фабрики, и времени для этого нам выделяется все меньше и меньше.

Эта разрозненность и независимость плоха тем, что над юристами нет определенной структуры, своего рода профессиональной самоопределяющейся организации. Организации, которая контролирует и помогает в развитии бизнеса, оказывает методологическую помощь, устанавливает стандарты качества и контролирует их соблюдение, в том числе и привлекая к ответственности недобросовестных игроков. Должно быть понимание необходимости существования такой структуры для формирования у клиентского сообщества доброжелательного отношения к юристам. Всем нужно понимать, что наличие такой организации, устанавливающей единые правила игры, даст только положительный результат для всех: и для игроков на этом рынке, и для потребителей их продукта.

На мой взгляд, если наш рынок продолжит развиваться в направлении существования подобных коммерческих структур на юридическом рынке, то можно предвидеть создание некой их профессиональной гильдии или ассоциации. Конечно, уже существует большое число разного рода юридических ассоциаций: юристов России, молодых юристов России, адвокатов и т. д. Но это уже плохо, так как только усиливает разобщенность юристов. Должна быть единая структура.

Потенциально такую функцию несет в себе Адвокатская палата России. Но было бы хорошо, если бы она понимала свое предназначение и выполняла его, а не просто организовывала отчетные конференции и бессмысленные зарубежные поездки. Задачи Адвокатских палат как России, так и субъектов РФ – помогать в развитии самого адвокатского сообщества и повышать его профессиональный уровень, а не проводить за счет адвокатов сомнительные курсы «для галочки».

Вообще, второй путь развития юридического бизнеса – через его адвокатскую составляющую – мог бы быть очень привлекательным, поскольку один из существенных и, пожалуй, единственных плюсов данной модели – это адвокатский статус. В отличие от юристов, работающих в коммерческих структурах, адвокат защищен адвокатской тайной. Кроме того, у него больше полномочий. Например, Закон об адвокатуре обеспечивает обязательность выполнения запросов адвоката, в том числе – и со стороны государственных органов, чего нет у коммерческих игроков на юридическом рынке. Так, любого индивидуального предпринимателя, являющегося юристом, можно допросить в качестве свидетеля с вытекающими отсюда последствиями. Наличие у адвокатов особого статуса дает больше возможностей в деле защиты интересов их клиентов.

Казалось бы, выбор адвокатского направления развития юридического рынка является наиболее приемлемым, если бы из-за существующего законодательства, регулирующего адвокатскую деятельность, не было бы смешно сочетать слова «адвокат» и «рынок» или «адвокат как профессиональный игрок юридического рынка». Ведь в Законе об адвокатуре четко указано, что адвокатская деятельность – некоммерческая. Большего несоответствия между характером адвокатской деятельности и текущим статусом адвокатов и придумать нельзя. Что значит «некоммерческая деятельность»? Разве адвокат не выполняет услуги или работы в качестве своей основной профессиональной деятельности, на свой страх и риск? И разве он не получает за это деньги? Это положение Закона об адвокатуре указывает на крайнюю несовременность адвокатского сообщества и его руководства.

По всей вероятности, налоговое законодательство так страшно для выходцев из советской эпохи, и их так пугает идея выплаты налогов с заработанных гонораров, что, закрепив свой статус в качестве некоммерческих структур, они решили таким образом уйти от этой «беды». Более того, я встречал и такое мнение: этот ход адвокатов связан с их нежеланием попасть под потребительский экстремизм, основанный на Законе о защите прав потребителей. В итоге мы получаем портрет современного адвоката – человека непонятно чем занимающегося, но тихо берущего за это деньги, потому что он якобы не коммерсант, и не несет за это никакой ответственности.

Хотя, определив адвокатскую деятельность как некоммерческую, адвокаты тем самым подложили себе свинью или оказали медвежью услугу, поскольку налоговое законодательство тут же отреагировало и запретило адвокатам переходить на упрощенную систему налогообложения в 6 или 15 процентов, что является большим жирным плюсом в адрес игроков этого рынка в качестве коммерческих структур.

И теперь адвокаты вынуждены платить около 23% со своих гонораров, а потому скрывают их и работают «в черную», что существенно тормозит развитие рынка. А ведь налоги – важный аспект работы адвоката (юриста), опять же с позиции, как ни странно, защиты интересов клиента. Это только с первого взгляда кажется, что никому нет дела до того, сколько адвокат платит налогов и сколько из них он скрывает. Но это очень недальновидная позиция.

Так о каком профессиональном юридическом рынке можно говорить? С одной стороны, практически нет профессиональных игроков, являющихся коммерческими субъектами, т.к. они не обладают адвокатским статусом и не имеют гарантий защищенности ни для себя, ни для интересов своих клиентов. У них отсутствует общее руководство направлением их развития, стандартами качества их работы. С другой стороны, профессиональных игроков нет и среди адвокатов, потому что пока они не хотят видеть себя игроками рынка, нести ответственность за то, что делают, и открыто платить налоги со своих гонораров тоже пока никто не стремится. Я считаю, что необходимо объединять и тех, и других под одной крышей, соединяя положительные черты обеих групп специалистов.

Но на сегодня первым шагом для занятия юридическим бизнесом является выбор формы. Просчитав все риски, минусы и плюсы, следует выбрать одну из приемлемых для себя форм – либо коммерческая структура, либо адвокатское образование. А уже в зависимости от того, в каком направлении и в какой форме будет решено развивать свой бизнес, следует строить уникальную внутреннюю структуру его ведения. Но об этом мы поговорим в следующих статьях.

Олег Михайленко, является старшим партнером в адвокатском бюро «Михайленко, Самургашева и партнеры»

Далее по теме

 

Как не стать легкой добычей оперов, следователей, прокуроров и судей

 

Поделиться в соц. сетях

, Tagged ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.