ВАС РФ Решением от 31.01.2011 № ВАС-16558/10 признал не действующим пункт Требований к составлению акта налоговой проверки (как противоречащий Налоговому кодексу РФ) в части, допускающей неприложение налоговой инспекцией к экземпляру акта налоговой проверки для проверяемого налогоплательщика заверенных налоговым органом выписок из документов, содержащих не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, и иных документов, подтверждающих выявленные в ходе проверки факты нарушений законодательства о налогах и сборах.
Требования к составлению акта налоговой проверки установлены Приказом ФНС от от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; Оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; Порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; Требований к составлению акта налоговой проверки».
Акт выездной налоговой проверки должен быть составлен в течение двух месяцев со дня составления справки о проведении выездной проверки (ст. 100 НК РФ) и при этом содержит:
1) документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах;
2) имеющие значение обстоятельства, выявленные в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых;
3) выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений;
4) ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за выявленные налоговые правонарушения.
Если лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, не согласно с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то оно вправе в течение 15 дней (со дня получения акта налоговой проверки) представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям (п. 6 ст. 10 НК РФ).
Ранее допускалось, что налоговая инспекция к экземпляру акта налоговой проверки для налогоплательщика не прилагала заверенные налоговым органом выписки из документов, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, и иных документов, которые подтверждают выявленные в ходе проверки факты нарушений законодательства о налогах и сборах (п.1.15 Требований к составлению акта налоговой проверки).
Федеральным законом от 16.07.2010 № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» (далее Федеральный закон № 229-ФЗ) дополнена ст. 100 НК пунктом следующего содержания:
«К акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок».
В соответствии с этим ВАС РФ Решением от 31.01.2011 № ВАС-16558/10 признал не действующим пункт 1.15 Требований в части неприложения заверенных налоговым органом выписок из документов, содержащие сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, и иных документов, которые подтверждают выявленные в ходе проверки факты нарушений законодательства о налогах и сбора, при этом основными доводом послужило то, что это ограничивает действия налогоплательщика по ознакомлению с материалами налоговой проверки и оспариванию принимаемого налоговым органом решения по результатам рассмотрения этих материалов.
В ходе судебного заседания, налогоплательщиком, был приведен еще один аргумент, что Требования, являющиеся приложением к Приказу, относятся к документам внутреннего пользования, и содержащиеся в них предписания адресованы сотрудникам налоговых органов. Ограничение доступа к документам, оставляемым у налогового органа, не касается процедуры рассмотрения результатов выездной налоговой проверки, не препятствует приложению документов к экземпляру акта, направляемому налогоплательщику, такая позиция была подкреплена УФНС по Московской области (Письмо от 21.10.2010 № 16-1636968).
Российский бухгалтер.